Доля продающихся в кредит автомобилей сократилась вдвое

На фоне роста банковских ставок и тарифов страховых компаний, резко упал спрос на автокредиты. Если в прошлом году доля автомобилей, купленных в кредит, была на уровне 45%, сейчас этот показатель близок к 20%

Доля продающихся в кредит автомобилей сократилась вдвое

Российские автодилеры отмечают снижение доли продаж автомобилей в кредит. В среднем по рынку этот показатель с весны снизился с 37 до 30%, говорит коммерческий директор ГК «Автомир» Виталий Грошенков, – примерно такие же показатели и по его компании. У «Рольфа» процент кредитных машин сейчас около 42% против 49% в начале года, отмечает исполнительный директор компании Виталий Павловский. Примерно столько же у «Автоспеццентра», отмечает его представитель. Наибольшее падение показателя – в массовом сегменте: 25% сейчас против 40% в начале года, уточняет представитель «Авилона».

За первые три квартала текущего года количество автокредитов снизилось более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 605,8 тыс. штук без учета кредитов Сбербанка, свидетельствует статистика Национального бюро кредитных историй (НБКИ). За тот же период, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в стране было продано 1,8 млн автомобилей. То есть соотношение «кредитных» машин сейчас, с учетом Сбербанка, – около 35–38% против 45% по итогам прошлого года, оценивают специалисты НБКИ. По данным «Автостата», в США доля автомобилей, купленных в кредит, составляет 83%, в Великобритании – 74%.

Участники рынка считают, что снижение доли автокредитов связано с повышением кредитных ставок и тарифов КАСКО – обязательного для всех кредитных автомобилей вида страхования. С начала года ставки по кредитам в среднем увеличились на 0,5 п.п., говорит директор департамента автокредитования банка «Сетелем» Владимир Мартюков, в ближайшее время они могут вырасти еще на 1–1,5 п.п. Страховщики за последние полтора года подняли тарифы примерно на треть, и из-за роста убыточности на 20–25% стоит ожидать повышения еще на 15–20%, объясняет гендиректор «Эксперт РА» Павел Самиев.

Снижение покупок автомобилей в кредит также связано с тем, что у людей выросли накопления, которые они держали в валюте, полагает директор по маркетингу автодилера «Авилон» Светлана Макеева. Когда курс вырос более чем в полтора раза, добавляет она, люди стали стремиться максимально использовать эту ситуацию, рассматривая автомобиль как объект капиталовложения.

Падение спроса на автокредиты также вызвано макроэкономическими факторами. Удешевление рубля относительно доллара и евро понижает уровень жизни населения, люди предпочитают не брать на себя дополнительную финансовую нагрузку, поясняет Павловский из «Рольфа». По мнению директора по рынкам капитала банка «Восточный экспресс» Виктора Тимотина, автомобиль – обременительная покупка для семейного бюджета: «В нестабильной ситуации люди откладывают крупные покупки до лучших времен, то есть покупательная способность снизилась. Одновременно банки стали тщательнее взвешивать риски во избежание дефолтов заемщиков. Как следствие, спрос на автокредиты уменьшился за последние несколько месяцев на 20–30%». А представитель ВТБ24 заявил, что в банке не видят признаков улучшения ситуации с автокредитами.

Рынок автокредитования падает быстрее автомобильного. По итогам девяти месяцев объем продаж автомобилей в России снизился только на 13%. В прошлом году государство поддерживало этот сегмент: С 1 июля до 31 декабря 2013 года действовала программа льготного автокредитования. Всего по ней было выдано 280 тыс. льготных кредитов. Минпромторг компенсировал 75% от ключевой ставки Центробанка для покупателей автомобилей отечественного производства. Тогда ставка ЦБ была 8%. Кредит выдавался физическим лицам на приобретение машин стоимостью до 750 тыс. руб. и массой до 3,5 т. Программу предполагалось продлить до апреля этого года, но государство посчитало это нецелесообразным. В октябре директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов заявил, что программа льготного автокредитования признана неэффективной. По его словам, сразу после начала программы банки подняли ставки, нивелировав доступность кредитов.

По оценкам президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимира Моженкова, в этом году в кредит будет продано 800–850 тыс. автомобилей. Если ставки по автокредитам вырастут еще на 3–4%, в 2015 году в кредит может быть продано в два раза меньше машин. С учетом прогнозов по снижению продаж автомобилей на 15–20% в следующем году, процент кредитных автомобилей может составить порядка 20%.

Источник: РБК

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика