ЦБ, расчищающий банковский сектор уже полтора года, выявил группы недобросовестных аудиторов, подтверждавших недостоверную отчетность сразу нескольких банков, впоследствии лишенных лицензий. Виной тому — недостаточное регулирование на этом рынке, уверен ЦБ. Впрочем, Минфин расчисток, подобных банковским, проводить не намерен и предлагает ЦБ обращаться в суд. Минэкономики обещает реформировать институт саморегулирования, однако в том, что это поможет решить проблему, эксперты сомневаются.
О масштабах выявленных в ходе расчистки банковского сектора случаев недобросовестности аудиторов рассказал вчера зампред ЦБ Михаил Сухов. По его оценке, из 53 банков с общим недостатком капитала в размере 197 млрд руб., которые были признаны банкротами в 2014 году, в 47 случаях, или 88%, аудиторы вынесли безоговорочно положительные заключения. В 2013 году из 22 банков-банкротов с недостатком капитала в 138 млрд руб. такими заключениями обладали 16 банков (72%). Проблему усугубляет то, что зачастую признаков недостоверности в отчетности потенциальных банкротов не находят одни и те же аудиторы. «Есть группы компаний, которые специализируются на подобного рода деятельности,— отметил господин Сухов.— Две компании подтвердили недостоверную отчетность четыре раза, еще две — три раза».
Попытки бороться с недобросовестностью аудиторов предпринимаются регулярно, однако видимых результатов пока не приносят. Так, летом 2011 года, после санации Банка Москвы, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и Росфиннадзор договорились о взаимодействии, которое заключалось в том, что АСВ передает Росфиннадзору список «комфортных» аудиторов, а последний проводит в них проверки. Впрочем, названия аудиторов, попавших в этот список, ведомства никогда не раскрывали. Публично известными стали лишь два случая проведения проверок аудиторов, заверявших отчетность проблемных банков,— это «Норма-Профаудит» (заверяла отчетность лишившегося лицензии банка «Огни Москвы», размер дыры в капитале — 12,32 млрд руб.) и «Развитие бизнес-систем» (Мособлбанк, на санацию выделено 117 млрд руб.). В обеих компаниях проверки завершены. Однако по итогам проверок нарушений выявлено не было. В Росфиннадзоре не смогли предоставить результаты проведенных с лета 2011 года проверок и количество компаний, принудительно исключенных из реестра и утративших право заниматься аудиторской деятельностью.
Результаты проверок показывают, что установить наличие недобросовестных действий банка аудитору, как правило, невозможно, говорит директор по контролю за качеством аудиторской ассоциации «Содружество» Владимир Чая. По словам собеседников «Ъ», стандартная отговорка аудиторов не меняется: они оперируют лишь данными, предоставленными самим банком. Осенью прошлого года депутаты предложили решить эту проблему, наделив аудиторов правом перепроверки данных банков через его контрагентов. Однако инициатива так и не реализовалась. «Аудиторы сказали, что это им не нужно,— отмечает глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина.— Оно и понятно: они берут на себя дополнительную ответственность».
В ЦБ уверены, что меры саморегулирования в аудиторской сфере не работают, и жалуются на недобросовестных аудиторов в Минфин. Однако там трагизма ситуации не признают. «При наличии вины аудитор должен нести ответственность, в том числе репутационную, однако оценка его работы не должна осуществляться на основании одного факта деятельности ее клиента»,— отмечают в пресс-службе Минфина. Если же ЦБ считает работу аудитора неудовлетворительной, он имеет право обратиться в суд с иском о признании соответствующего аудиторского заключения заведомо ложным, подчеркивают там.
«Более действенным было бы обращение в правоохранительные органы, так как в отношении банкиров, фальсифицирующих отчетность, например, действует уголовная ответственность, а если аудитор преднамеренно закрыл глаза на недостоверность, то он фактически находится в сговоре»,— отмечает партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов.
Впрочем, в недоверии к саморегулируемым организациям аудиторов (СРО) ЦБ поддерживает как минимум Минэкономики. Осенью прошлого года Минэкономики подготовило доклад о неэффективности этого института на всех рынках, где он внедрен. При этом, как сообщили в пресс-службе ведомства, Минэкономики разработало проект концепции совершенствования механизмов саморегулирования на финансовых рынках, утверждать который планируется в апреле. Детали новой концепции СРО там не раскрыли, отметив лишь, что будут усовершенствованы имущественная ответственность СРО и их членов, а также контроль и надзор за СРО. Впрочем, по мнению директора департамента оценки аудиторско-консалтинговой компании «Развитие бизнес-систем» Максима Тищенко, оперативно решить проблему с аудиторами банков могло бы только создание списка «доверенных» аудиторов, отбираемых по размеру уставного капитала, количеству и компетенции сотрудников, страхованию проверок.