Сейчас долг «Мечела» составляет $7,7 млрд», — заявил вчера на телефонной конференции с инвесторами вице-президент по финансам компании Андрей Сливченко. Представитель компании пояснил, что это данные на 14 октября. В презентации для инвесторов «Мечела» отмечается, что на 1 сентября 2014 г. чистый долг компании был $8 млрд, а на конец июня горно-металлургическая компания была должна кредиторам $8,7 млрд, следует из ее отчетности.
«Мечелу» помогло ослабление рубля, который потерял с начала года 12% по отношению к доллару. Большая часть долга компании — 52% номинировано в рублях (41% — в долларах и 7% — в евро). Но от проблем с банками девальвация рубля «Мечел» не спасла. Во II квартале компания допустила технический дефолт и квалифицировала все $8,7 млрд долга как краткосрочную задолженность. Но «Мечел» ведет переговоры с банками о реструктуризации долга. Договориться пока удалось только с Газпромбанком (компания должна ему $2,3 млрд, $1,3 млрд из которых в долларах) о переносе платежей по кредитам на сумму $170 млн на 2015 г., рассказал Сливченко. На этой новости на бирже в Нью-Йорке к 21.00 мск обыкновенные акции «Мечела» подорожали на 12,5%, привилегированные — на 4,93%, капитализация составила $386,7 млн.
На обслуживание долгов за первые полгода «Мечел» потратил $378 млн — это на 11,4% больше, чем год назад. При этом за первые шесть месяцев «Мечел» заработал $3,4 млрд выручки (на 26% меньше, чем годом ранее), EBITDA компании составила $250 млн, а чистый убыток — $648 млн, следует из отчета компании. Аналитик Raiffeisenbank Ирина Тригуб-Кайнц прогнозирует, что EBITDA «Мечела» по итогам 2014 г. составит около $440 млн. Прогноз аналитика RMG Андрея Третельникова — до $500 млн при условии, что цены на коксующийся уголь не изменятся (сейчас FOB Австралия — $120/т).
Если курс доллара не изменится, а цена на уголь останется прежней, то долговая нагрузка «Мечела» по итогам 2014 г. составит 14, тогда как ковенанты по привлеченным ранее кредитам предполагают долговую нагрузку не выше 10. Компания и сама признает, что не сможет соответствовать требованиям банков и потому ведет переговоры о реструктуризации. Даже если доллар будет стоить 80 руб., компании не удастся вписаться в ковенанты, которые «Мечел» с банками установил перед выходом на каникулы в 2013 г., подсчитал Третельников.
Президент ВТБ Андрей Костин не раз заявлял, что решить проблему можно, только конвертировав долг «Мечела» перед банками в акции. Сама компания предлагает все же договориться о реструктуризации. Но ВТБ и Сбербанк уже подали первые иски к «Мечелу» о взыскании просроченных платежей.