Закон, позволяющий использовать вклады российских миллионеров по механизму bail-in, будет принят не ранее середины 2017 года. Об этом сообщил в эфире телеканала «Россия 24» замминистра финансов Алексей Моисеев. Пока, по его словам, обкатывается концепция, которую Минфин разослал по ведомствам. На ее обсуждение уйдет полгода.
И только потом будет написан закон. Моисеев назвал его «сложным и тяжелым»… Поэтому реальнее всего говорить о середине 2017 года.
Кстати, в декабре 2015 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что использование bail-in в ряде случаев позволит не отзывать лицензию, а сохранить банк с перспективой роста платежеспособности. Механизм bail-in позволяет при оздоровлении проблемных банков использовать средства их крупных вкладчиков, юридических и физических лиц, предположительно речь идет о депозитах, размер которых превышает 100 миллионов рублей.
В ЦБ также допускают возможность конвертации частных вкладов россиян в капитал банков, у которых возникли «дыры» в капиталах, риск отзыва лицензии. Введение механизма bail-in еще три года назад позволило бы снизить расходы государства на санации банков на 20-25%, пояснил заместитель председателя ЦБ Михаил Сухов, пишет портал Банки.ру.
По словам зампреда ЦБ, объем средств крупных кредиторов ныне санируемых банков составляет порядка 130 млрд рублей при совокупной «дыре» в балансах чуть более 500 млрд рублей. Между тем bail-in, по словам представителя регулятора, нецелесообразно применять к банкам с серьезными трудностями, из-за которых кредитной организации грозит отзыв лицензии: слишком велик масштаб проблем.
Механизм bail-in выгоден, если в итоге вкладчики получат при этой процедуре больше, чем при закрытии и ликвидации их банка. А эта сумма сегодня составляет 1,4 миллиона рублей. Если же деньги со счетов вкладчиков пойдут на спасение их банков , то со временем они смогут вернуть всю сумму вклада. Более половины всех вкладов в банках приходится на крупнейших клиентов, доля которых от общего числа не превышает 1%, подсчитали эксперты. Это примерно 100 тысяч клиентов.
По оценкам главы Сбербанка Германа Грефа, в 2016 году потерять лицензию может еще около 10% российских банков.
«Если конвертацию вкладов в капитал сделают обязательной, то дело кончится плохо, поскольку деньги не любят насилие, сказал в эфире «Русской службы новостей» финансовый омбудсмен Павел Медведев.