Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении заявления авиакомпании «Трансаэро», в которой начата процедура банкротства, о взыскании с министерства финансов России около 525 тысяч рублей, говорится в решении суда.
В иске говорится, что Железнодорожный районный суд Хабаровска 5 ноября 2013 года частично удовлетворил иск Анны Моревой к «Трансаэро» о взыскании недоплаченной заработной платы в размере 509,5 тысяч рублей, судебных расходов в размере 7 тысяч рублей и 8,3 тысячи рублей государственной пошлины.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 5 марта 2014 года решение было оставлено без изменения, а 26 марта 2014 года судом был выдан исполнительный лист, который далее был предъявлен в банк и с расчетного счета авиакомпании была списана сумма в размере 516,5 тысяч рублей.
Однако президиум Хабаровского краевого суда 21 июля 2014 года судебные акты по этому спору отменил, дело было передано в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей. При новом рассмотрении в удовлетворении иска Моревой было отказано.
По мнению авиакомпании, обязанность по возмещению вреда, причиненного «Трансаэро», должна возлагаться на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ за счет казны РФ. Заявитель считает, что в результате вынесения решения, впоследствии отмененного и признанного незаконным, авиакомпании был причинен вред в размере 524,9 тысячи рублей, который подлежит взысканию с ответчика.
Арбитраж отказал в удовлетворении иска авиакомпании. «То обстоятельство, что поворот исполнения решения суда по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, не допускается Гражданским процессуальным кодексом РФ, не означает, что данные денежные средства должны быть взысканы с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны РФ», — указал суд.
По мнению арбитража, «возмещение убытков – это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом». Суд отметил, что лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правоотношением и убытками.
Арбитраж пришел к выводу, что авиакомпания не представила суду доказательств, подтверждающих наличие совокупности оснований для наложения на ответчика ответственности в виде взыскания убытков.
Первый иск авиакомпании к Минфину
Кроме того, арбитражный суд Москвы в декабре 2015 года зарегистрировал иск «Трансаэро» к министерству финансов России о взыскании более 215 миллионов рублей. Третьим лицом в иске указано отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Иск связан с намерением «Трансаэро» вернуть излишне уплаченные денежные средства, которые авиакомпании вносят в Пенсионный фонд в соответствии с законом от 27 ноября 2001 года «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».
В декабре 2010 года в этот закон были внесены поправки, увеличившие суммы взносов с 1 января 2010 года. В результате авиакомпаниям, ранее уже уплатившим взносы за 2010 год, пришлось доплатить в ПФР разницу, вызванную поправками в закон. Конституционный суд России в 2013 году признал поправки противоречащими Конституции в той части, в какой они придавали обратную силу правилам начисления страховых взносов, ухудшающим положение авиаперевозчиков.
Ряд авиакомпаний после постановления КС РФ потребовали вернуть им излишне уплаченные взносы за 2010 год. Так, Верховный суд России 28 апреля оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций, которые по иску авиакомпании «ЮТэйр» обязали Минфин выплатить ей около 158 миллионов рублей. После этого аналогичные иски стали предъявлять и остальные перевозчики, в том числе «Аэрофлот», «Сибирь» и другие.
Арбитраж в Петербурге 16 декабря 2015 года по заявлению Сбербанка ввел в «Трансаэро» на полгода процедуру банкротства — наблюдение. «Трансаэро» оказалась не в состоянии обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей. Сертификат эксплуатанта «Трансаэро» отозван с 26 октября.