Срок погашения украинских евробондов, выкупленных Россией, наступает 20 декабря 2015 года. Объявление дефолта по российскому долгу может стать преградой для получения Украиной финпомощи от частных кредиторов, но не от МВФ, считает украинский эксперт Владимир Сиденко.
Ситуация с украинским долгом перед РФ на 3 миллиарда долларов, вероятнее всего, будет развиваться по судебному сценарию, однако не исключено, что РФ в последний момент выйдет с новыми предложениями по реструктуризации, считает эксперт по экономическим вопросам Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Владимир Сиденко.
Срок погашения украинских евробондов на 3 миллиарда долларов, выкупленных Россией в конце 2013 года, наступает 20 декабря текущего года. Россия ранее выразила готовность реструктурировать этот долг, разрешив погашать по одному миллиарду в 2016–2018 годах при условии предоставления гарантий по нему от властей США или ЕС, либо одного из международных финансовых институтов.
Однако официальных предложений Киеву РФ не направляла, поскольку, согласно международным правилам, с такими предложениями первым должен выходить заемщик, а не кредитор. Россия заявила, что обратится в международный арбитраж, если долг не будет погашен вовремя.
«Президент РФ Владимир Путин объявил принципиальное согласие России относительно отсрочки выплаты этого долга, его инициатива содержала одно условие, что США, ЕС, или какая-то авторитетная международная организация, например МВФ, гарантируют выплату Украиной этого отсроченного долга. Поскольку, насколько я понимаю, на сегодня нет подтверждения таких гарантий, Минфин РФ стал на позицию, что они готовятся к передаче дела в международный суд, поэтому сейчас самой реальной перспективой является то, что будет международный суд», — сказал Сиденко РИА Новости в среду, отвечая на вопрос, какой он видит самый вероятный сценарий развития ситуации по российскому долгу.
При этом эксперт считает, что объявление дефолта по российскому долгу теоретически может стать преградой для получения Украиной финпомощи от частных кредиторов, но основной финансовый партнер Украины, которым является МВФ, продолжит кредитование.
«Это (дефолт — ред.) будет влиять теоретически на условия доступа к международным частным финансовым рынкам, но насколько будет влиять, сказать сложно, потому что на Западе восприятие действий России (по украинскому долгу — ред.) в целом такое, что это обусловлено политическими мотивами, поэтому, возможно, такой режим дефолта не будет иметь катастрофических последствий, потому что будут понимать, что это какие-то политические игры», — полагает эксперт.
«МВФ относительно этого конкретного случая принял решение, что это (дефолт — ред.) не будет влиять негативным образом, то есть это не замедлит выделение Украине очередного транша, и если оно затормозится, то затормозится по другим причинам, а не в связи с непогашением российского долга», — сказал Сиденко.
Аналитик полагает, что продолжение кредитования МВФ в большей мере зависит от принятия Киевом госбюджета на 2016 год, который бы соответствовал требованиям фонда.
Шансы на успех в суде
При этом Сиденко затруднился дать однозначный прогноз, какая из сторон имеет больше шансов выиграть международный суд по российскому долгу Украины.
«Тут тяжело сказать с учетом того, что у России есть больше опыта, есть определенные каналы влияния на такие вещи, а Украина имеет тут меньший опыт, но она может нарастить свой потенциал и даже обратится за технической помощью к ЕС для того, чтобы нанять консультантов, которые ей бы помогли решить этот вопрос. В любом случае, я думаю, что общеполитический контекст не дает нам перспективы однозначного проигрыша, но ситуация неоднозначна», — подчеркнул он.
При этом аналитик считает, что дефолт по российскому долгу не приведет к углублению внутреннего экономического кризиса.
«Я думаю, что Украина уже прошла ту острую стадию чисто монетарного обвала и при том состоянии макроэкономическом, которое есть сегодня, при той жесткой монетарной политике Центрального банка какого-то обвала гривны ожидать не стоит», — резюмировал эксперт.
При этом он не исключил, что «в последний момент Россия выйдет с каким-то новым вариантом возможной реструктуризации, чтобы повлиять на ситуацию».