Возросшие риски краха туроператоров в связи с запретом на полеты в Египет и банкротством авиакомпании «Трансаэро» грозят больно ударить по карману банков-эквайеров, проводящих карточные платежи за обычно отсроченные во времени авиаперевозки и туры. Банкиры готовы пойти на все, чтобы обезопасить себя от возврата средств за неоказанные услуги, пишет «Коммерсант».
Проблему растущих потерь банков-эквайеров от возврата денег гражданам за товары или услуги (например, авиабилеты и турпутевки), оплаченные банковскими картами заранее, но не полученные в результате банкротства поставщиков, обсудили представители 20 крупных банков (в том числе Альфа-Банка, Промсвязьбанка, «Открытия», Росбанка и др.) и международной платежной системы (МПС) MasterCard. По правилам МПС в этом случае средства возвращает банк-эквайер (который технически осуществляет расчет).
«Потери банков-эквайеров из-за возврата средств по картам по указанной причине составляют десятки и сотни миллионов рублей», — говорит начальник управления электронной коммерции Промсвязьбанка Борис Гаврилов. По подсчетам Промсвязьбанка, в случае негативного развития событий потери эквайера от возврата средств за авиабилеты, проданные хотя бы за полтора месяца до банкротства авиакомпанией со среднемесячным оборотом в 500 млн рублей, составят 750 млн рублей, притом что прибыль от работы с ней же по эквайринговому обслуживанию — всего 6 млн рублей в год.
Процедура возврата такова: клиент обращается к банку-эмитенту, который ретранслирует его заявление на возврат средств банку-эквайеру. Тот возвращает средства, поскольку по правилам МПС должна отслеживать финустойчивость клиентов. Свои средства банк-эквайер сможет попробовать вернуть в ходе банкротства клиента, но шансы на это традиционно малы.
На совещании обсуждалось несколько вариантов выхода из ситуации. Один из них — возможность внесения изменений в правила МПС, которые позволили бы банкам требовать от торгово-сервисных предприятий (ТСП), продающих услуги с отсрочкой исполнения, дополнительных гарантий в отношении банков-эквайеров, например размещения страховых депозитов. «Но правила нашей платежной системы не регулируют взаимоотношения между банками, ТСП и клиентами», — сообщил директор по работе с госорганами MasterCard Алексей Малиновский. По его словам, банки могут самостоятельно регулировать взаимоотношения с ТСП.
Обсуждалась отсрочка в зачислении средств эквайером на счет ТСП. «ТСП могут выбрать любой другой банк-эквайер, который не потребует от них отвлечения ликвидности, поэтому такая позиция в диалоге заведомо неконкурентоспособна», — пояснил Гаврилов.
Изменение законодательства также обсуждалось. Например, возможность потребителя требовать возврата денег только в течение месяца с момента покупки, начинать выплаты только с момента признания ТСП банкротом или обязать ТСП страховать ответственность.
В ситуации неопределенности банкиры предпочитают не платить под любым предлогом. «К нам обращаются клиенты «Трансаэро» с просьбой вернуть деньги за полет, который должен состояться только через три месяца, — говорит представитель банка топ-10. — Но дата полета еще не наступила, что будет с рейсом через три месяца — неясно, при этом сама «Трансаэро» банкротом еще не признана, поэтому у нас есть основания отказать в возврате средств за услугу, срок предоставления которой еще не наступил».