Заграница все дальше. Туристический рынок РФ в августе рухнул на 25%

Большинство клиентов проблемных турфирм узнают об их банкротстве, уже сидя на чемоданах.

В конце минувшей недели о приостановке деятельности заявили еще две компании, занимавшиеся оказанием туристических услуг, – петербургский «Атлас» и брянский «Милана Тур». Эксперты отметили, что эти банкротства полностью вписываются в ожидаемый сценарий развития кризиса туристической отрасли. Из-за снижения потребительского спроса на фоне экономической стагнации в стране, давления геополитической нестабильности и высокой конкуренции на рынке туристических услуг банкротства турфирм будут продолжаться. Последние проблемы в туротрасли, по словам специалистов, уже привели к сокращению турпотока на четверть по всем направлениям.
Оба приостановивших деятельность туроператора были застрахованы: «Атлас» – почти на 100 млн. рублей, а «Милана Тур» – на сумму в 30 млн. рублей. Страховые компании уже начали собирать заявления от туристов на возмещение потерянных средств. Однако, как сообщили в Конфедерации обществ потребителей, размер страхового возмещения пострадавшим туристам, как показывает практика, едва ли превысит 5–10% от суммы тура.

Череде закрытий отечественных туроператоров положило начало банкротство петербургского туроператора «Нева» – одного из старейших и самых крупных игроков на российском туристическом рынке. Эксперты отмечают, что крах «Невы» в силу размера фирмы породил эффект домино, который привел к последовательному прекращению деятельности целого ряда компаний: «Роза ветров Мир», «Экспо-Тур», «Идеал-тур», «Лабиринт», «ИнтАэр», «Нордик Стар», «Сургуткурорт», «Ветер странствий», «Формула хорошего отдыха» и «Этюд».

При этом связанные общими владельцами «Идеал-тур» и «Лабиринт» создали один из крупнейших за последние годы коллапсов на рынке, когда порядка 25 тыс. российских туристов застряли за границей из-за отмены обратных рейсов и еще 40 тыс. лишились возможности воспользоваться уже приобретенными путевками. Возвращение людей на родину осуществляла «Турпомощь», которой, по данным врио руководителя Ростуризма Олега Сафонова, это обошлось примерно в 218 млн. рублей (по состоянию на 20 августа 2014 года). При этом общий объем этого объединения туроператоров в сфере выездного туризма составлял 370 млн. рублей (порядка 10 млн. долларов).

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе заявила, что туристический рынок в ближайшее время ждет «интенсивное очищение от игроков», у которых нет возможности справляться с кризисной ситуацией. Первый вице-президент АТОР Владимир Канторович в беседе с «НИ» согласился с коллегой: «нет никаких оснований полагать, что процесс (банкротств. – «НИ») завершился, потому что ситуация как была сложной, так и остается». Но рынок есть рынок, потому дать точный прогноз по количеству закрытий турфирм невозможно, отмечает эксперт.

Как уже рассказывали «НИ», в середине летнего сезона Греция, Испания, Болгария, Хорватия и Франция отмечали снижение российского турпотока от 7% до 25% в зависимости от страны. Г-жа Ломидзе заявила, что в связи с последними банкротствами продажи туров по всем выездным направлениям, особенно европейским, в августе рухнули на 25% по отношению к уровню июля 2014 года. При этом, как сообщила она «НИ», на внутреннем рынке наблюдается рост – плюс те же 25–30%. Г-н Канторович со своей стороны отметил, что вырос поток в Турцию и Египет, потому что люди «едут туда, где дешевле».

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина считает, что на падение потребительского спроса в туротрасли помимо снижения доходов населения (экономические проблемы заставили россиян отложить дорогостоящий отпуск, так как это не является предметом первой необходимости) оказало влияние и то, что «многие россияне приняли информацию о санкциях на свой счет», решив, что могут возникнуть проблемы с получением виз. Кроме того, то и дело возникает тема роста русофобских настроений в западных странах. Усугубили ситуацию и запрет для представителей силовых ведомств на выезд за рубеж, и настоятельная рекомендация для остальных чиновников не делать этого. Это нанесло серьезный удар по отрасли, ведь по оценкам участников рынка чиновники и силовики составляют порядка 10% российской туристической базы.

Падение спроса на путевки стало одной из причин краха в туристической отрасли РФ. При этом, как отмечают эксперты, у покупателей туров нет реальной возможности определить надежность и состоятельность выбираемого туроператора. На данный момент все, что могут делать сами туристы, – это уделять пристальное внимание условиям подписываемого договора. Альтернативный путь – приобретать билеты на самолет и бронировать номера в гостинице самостоятельно, но это зачастую стоит дороже, поскольку турфирмы предлагали дешевые путевки во многом за счет чартеров.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) уже направил в ЦБ и Минкультуры предложение по созданию новой системы защиты туристов, подразумевающей усиление госрегулирования отрасли и контроля над допуском страховщиков на рынок и внедрение трехуровневой системы финансовой защиты туристов на случай невыполнения оператором своих обязательств. Глава Министерства культуры и туризма Владимир Мединский отметил, что правительство будет проводить меры по ужесточению условий выхода на рынок туркомпаний, но только в отношении выходящих на рынок выездного туризма. Для компаний, выходящих на рынок внутренних направлений, министр, наоборот, обещал, что «порог выхода на рынок будет ниже». Однако Владимир Канторович отмечает, что по соотношению цена-качество российские направления проигрывают своим зарубежным аналогам, а потому требуют развития.

Читайте далee…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика