БЕЛГРАД, 25 мая — РАПСИ. Члены правительства Черногории могут быть вызваны в международные суды в качестве свидетелей по делам вокруг банкротства «Комбината алюминия Подгорица» (КАП), сообщили РИА Новости в российско-кипрской Центрально-европейской алюминиевой компании (ЦЕАК).
ЦЕАК («дочка» En+ Олега Дерипаски) управляла КАП до июля 2013 года, когда власти Черногории инициировали банкротство предприятия, долги которого превышали 350 миллионов евро.
Российско-кипрская компания, выступавшая против такого шага, инициировала разбирательства против Черногории в международном арбитраже UNCITRAL в Вене и в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) и требует компенсацию ущерба на сумму около 900 миллионов евро.
«Рассчитываем, что в ходе разбирательств в качестве свидетелей будут опрошены многие бывшие и действующие члены правительства Черногории. Их показания, данные суду под присягой, позволят восстановить истинную картину происходившего с КАП с момента приватизации и до его незаконной экспроприации у ЦЕАК. И эта картина будет сильно отличаться от того, что рассказывали на протяжении многих лет черногорские чиновники в СМИ», — заявили в компании.
Сроки
ЦЕАК ожидает рассмотрения дел по существу и вынесения решений до конца 2016 года. Что касается хода процессов, то активная фаза арбитражных разбирательств начнется в 2015 году.
«Процессы являются конфиденциальными, поэтому мы не можем комментировать их ход. Мы настроены очень оптимистично на их исход», — сообщили в ЦЕАК.
По мнению компании, власти Черногории нарушили условия соглашения по алюминиевому заводу КАП, подписанного в 2009–2010 годах между ЦЕАК, Черногорией и En+, это привело к убыткам и банкротству завода. Кроме того, структура Дерипаски считает, что Черногория нарушила соглашение о взаимном поощрении и защите инвестиций, подписанное Кипром и Государственным объединением Сербии и Черногории (распалось в 2006 году).
«Мы оцениваем суммарный ущерб для ЦЕАК от действий правительства Черногории в сумму около 900 миллионов евро. Кроме того, ЦЕАК подала около 60 исков в черногорские суды, добиваясь отмены незаконной экспроприации ее имущества и последующей его продажи аффилированным с руководством страны структурам по цене ниже рыночной», — сообщили в компании.
В ЦЕАК напомнили, что структуры En+ также инициировали разбирательство по КАП на Кипре, в ходе которого в июле 2014 года окружной суд Никосии постановил запретить все операции с имуществом КАП, включая продажу предприятия. Однако правительство Черногории проигнорировало данный запрет. Свою озабоченность по этому поводу уже выразили Еврокомиссия и Европарламент.
Власти Черногории до сих пор отвергали все обвинения в нанесении ущерба структурам Олега Дерипаски и в ответ обвиняли российских инвесторов и управляющих КАП в неэффективном руководстве заводом и росте долгов.
Вопросы от финдиректора
Кроме того, в ЦЕАК сообщили, что бывший финансовый директор «Комбината алюминия Подгорица» Дмитрий Потрубач рассматривает возможность обращения в Следственный комитет РФ для возбуждения уголовного дела против должностных лиц Черногории, участвовавших в его задержании.
«Фактически Дмитрия похитили и лишили свободы без каких-либо оснований. Его выпустили без предъявления каких-либо обвинений сразу же после обращения в Европейский суд по правам человека», — напомнили в компании.
Потрубач был задержан в июле 2013 года по подозрению в причастности к краже заводом электроэнергии из европейской сети на 10 миллионов евро. Неделю Потрубач находился под стражей, затем был выпущен под подписку о невыезде. Обвинения против него так и не были выдвинуты официально. Решение о закрытии дела и снятии подозрений с российского менеджера было принято прокуратурой Черногории в начале 2014 года.
«Комбинат алюминия Подгорица» некогда являлся крупнейшим предприятием страны и ведущим экспортером. Контрольный пакет акций комбината приобрела En+ Дерипаски в 2005 году. С годами КАП, лишенный возможности покупать электричество по благоприятной цене, приходил в упадок и накапливал долги. В 2013 году власти страны инициировали банкротство завода, задолженность которого на тот момент оценивалась в сумму более 350 миллионов евро, и ввели в нем внешнее управление.