Эксперт: Кредитное мошенничество вырастает в кризис

Эксперт: Кредитное мошенничество вырастает в кризисВ кризисный период в российских банках вырастает доля выявления случаев мошенничества, рассказали в «Делойт» СНГ. Речь идет о мошенничестве при выдаче корпоративных кредитов крупным заемщикам, выводе денежных средств и злоупотреблениях при осуществлении хозяйственных операций (например, закупках, в особенности в сфере ИТ).

«В кризис начинают проявляться финансовые проблемы банка, поэтому он уделяет более пристальное внимание деньгам, где они сейчас находятся, и у заемщиков возникают сложности с обслуживанием кредита», — отметил старший менеджер группы по проведению финансовых расследований «Делойт» СНГ Рустам Мухаметшин.

Сегодня процедуры контроля и риск-менеджмента в банках выстроены хорошо, поэтому представить, что какая-то заявка могла пройти без участия сотрудника банка, практически невозможно. Директор по развитию оценочной компании «1Капиталь» Дмитрий Соломников считает, что неправомерные действия одного сотрудника или даже директора подразделения вряд ли приведут к глобальным последствиям. Но для предотвращения мошенничества необходимо создавать честную систему, начиная с высшего руководства банка.

«Наши расследования направлены на то, чтобы установить, кто из сотрудников банка был причастен к ситуации и какие условия кредитной политики были нарушены, — рассказал Мухаметшин. — Это, как правило, недостоверная оценка финансового положения заемщика, предмета залога. Известны случаи, когда закладывается недвижимость, и при критической ситуации оказывается, что реализовать этот залог практически невозможно либо реализация занимает много времени и сопряжена с большими потерями». Также бывают случаи кредитования заемщиков, которые не проходят по кредитной политике. Это могут быть компании, аффилированные с руководством банка или его подразделений. Деньги могут быть предоставлены на легитимные цели, но сами заемщики представляют высокий риск.

«Если говорить о фиктивных корпоративных кредитах, инициируемых зачастую самими банками, то это имеет место, — подтвердила консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению АКГ «Градиент Альфа» Ирина Парулева. — И некоторый всплеск наблюдается с усилением пристального внимания ЦБ к работе банков, но касается это, разумеется, несистемообразующих, некрупных кредитных организаций в первую очередь. Официальной реальной статистики на этот счет, конечно, нет, собственно, и быть она может только по «неуспешным схемам». Но то, что такие схемы имеют место, — это факт».

Потенциальный риск Рустам Мухаметшин увидел и в антикризисном плане правительства, который предусматривает помощь отраслям экономики через банки. На предоставленные государством деньги банки должны обеспечить прирост корпоративного кредитования на 1% в месяц. Эксперт опасается, что эти кредиты могут уйти не тем компаниям и не на тех условиях. С этим не согласен директор департамента оценки направления «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG Эдуард Данилов. По его словам, риск нецелевого использования средств достаточно стереотипен и никак не связан с кризисом. «Львиную долю средств на докапитализацию получат госбанки, соответственно, те же чиновники, для которых ничего кардинально не меняется, — отметил эксперт. — Они как и раньше распоряжались не своими деньгами, так и продолжат это делать, докапитализация со стороны государства для них — это всего лишь дополнительное фондирование».

Кредитование компаний, аффилированных с банком или не проходящих по кредитной политике с участием сотрудников самих банков, это уголовное преступление, подчеркнул Данилов, на борьбу с которым у банков есть служба безопасности, ЦБ, Счетная палата и весь «карающий меч правосудия». «Если смотреть на все меры через призму «зачем делать, все равно украдут», то мы придем к выводу, что вообще ничего не надо делать. Борьба с коррупцией в России — это тема не одной статьи. В чем мы действительно видим риски, так это в излишней исполнительности», — сказал эксперт. Если чиновнику дается поручение выделить на кредитование корпоративного сектора N количество средств за 3 месяца, то исполнением поручения будет выделение этих средств за 3 месяца. «Риск в том, что цель освоить бюджет будет преобладать над целью рационального управления фондами», — отметил Данилов. Он добавил, что в своей практике при работе с плохими долгами банков в 2008-2009 годах отмечал одностороннее кратное увеличение ставок по кредитам корпоративным клиентам, их очевидное банкротство и распродажа активов. «Надеемся, что выделяемые средства помогут банкам не повторять таких же сценариев», -сказал эксперт.

Исполнительный директор консалтинговой компании Heads Никита Куликов уверен, что в ближайшее время стоит ожидать увеличения незаконных действий из-за тяжелого финансового положения некоторых участников рынка. «Некоторые предприниматели, имевшие неплохие обороты в прошлом, но не видящие будущего у своего бизнеса, зачастую продают «бизнес», а по факту переуступают юридическое лицо. Это и есть инструмент, так необходимый мошенникам: это и история компании, и оплаченные налоги, и, что самое главное — документация, подтверждающая, что компания реально вела активную экономическую деятельность», — пояснил эксперт. Банкам как раз и требуется такого рода отчетность, поэтому рисков не пройти кредитный комитет у таких компаний-пустышек практически нет. А если у них есть еще и инсайдер внутри самого банка, то они точно достигнут цели.

Банкам остается только внимательно отслеживать и изучать каждую заявку, заключает эксперт. Никита Куликов предлагает отдавать работу по первичной проверке всех заемщиков на аутсорсинг третьей незаинтересованной стороне. При такой ситуации менеджмент банка не сможет напрямую влиять на решение кредитных комитетов, а будет только принимать окончательное решение по уже одобренным или отвергнутым заявкам.

По словам Рустама Мухаметшина, снизить риски позволит более пристальное внимание со стороны наблюдательного совета за выдачей крупных кредитов. А также в целом контроль корпоративной кредитной политики со стороны руководства банков, когда речь идет о филиалах, удаленных подразделениях, дочерних структурах, потому что часто риски сосредоточены именно там.


Автор:Инфографика «РГ»/Мария Пахмутова/Наталья Барановская

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика