При анализе хозяйственной деятельности Таганрогского автомобильного завода выявлены признаки преднамеренного банкротства. Об этом говорится в сообщении конкурсного управляющего ООО «ТагАЗ», опубликованном в едином реестре сведений о банкротстве.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводилась повторно. Предыдущий аудит был выполнен в 2012 году. Тогда временный управляющий ТагАЗа пришел к выводу об отсутствии признаков преднамеренного банкротства автозавода.
Теперь, спустя почти десять лет, этот вывод оспорен.
Инициатором новой проверки выступил один из кредиторов ТагАЗа, который был объявлен банкротом в 2019 году. Речь идет о компании «Южная автомобильная группа», которой ТагАЗ задолжал свыше 4 млрд рублей.
Вскоре выяснилось, что основания для подозрений все же имеются. Заключение временного управляющего ТагАЗа от 2012 года было названо недостоверным, а доводы об отсутствии признаков преднамеренного банкротства – необоснованными.
Такие выводы были сделаны по итогам повторной ревизии ТагАЗа за 2010–2011 годы, когда завод вышел на пик производства автомобилей.
В этот период у предприятия уже начали нарастать финансовые трудности. Именно тогда топ-менеджмент начал выводить финансовые активы. Эксперты обнаружили, что ТагАЗ перечислял значительные суммы дочерним предприятиям, которые были хронически убыточны и не могли вернуть долги. Всего было перечислено 1,1 млрд рублей.
Но, как оказалось, это еще не все. ТагАЗ провел несколько экономически необоснованных сделок по закупке машинокоплектов (они нужны для производства автомобилей). При этом цены намеренно завышались, а разницу получала компания, которую контролировало руководство автозавода. Убыток от подобных сделок аудиторы оценили почти в 1,5 млрд рублей.
Следствием таких финансовых операций стало увеличение неплатежеспособности ТагАЗа. «Сделки, повлекшие возникновение задолженности, нереальной для взыскания (безнадежных долгов), позволяют сделать вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства ООО «ТагАЗ», – говорится в докладе.
Как итог, в 2014 году общество с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями «Таганрогский автомобильный завод» признано банкротом.
Напомним, автозавод создан в 1998 году на производственных мощностях таганрогского комбайнового завода. Поначалу выпускались лицензионные автомобили южнокорейских концернов Daewoo и Hyundai. Позднее в Таганроге приступили к сборке ос китайских машин. Разрабатывались и собственные марки автомобилей.
В период своего расцвета ТагАЗ стал одним из крупнейших автомобильных производств в России. В 2008 году завод достиг проектной мощности в объеме 120 тысяч автомобилей в год. На предприятии выпускались легковые автомобили, внедорожники, грузовики и автобусы под брендами «Донинвест», «ТагАЗ», «Чери», «Вортекс» и «Хёндэ» (иногда называют «Хюндай»).
Помимо того, заводские инженеры существенно доработали автобус County, разработав на его базе школьный автобус. На некоторых маршрутах в Ростове до сих пор работают эти таганрогские автобусы.
Производство велось методом отверточной сборки из машинокомплектов, поставляемых из Южной Кореи и Китая.
В Сеуле было создано конструкторское бюро «ТагАЗ-Корея», в котором трудились российские и корейские специалисты. В 2009 году они разработали перспективный автомобиль «ТагАЗ-Вега». Но его производство было приостановлено из-за иска американского автоконцерна «Дженерал Моторс», который обвинил ТагАЗ в незаконном использовании его разработок. Оказалось, чертежи будущей «Веги» были переданы двумя инженерами, которые перешли на работу в «ТагАЗ-Корею» из «Дженерал Моторс».