Тысячи россиян могут оказаться в долговой яме или даже лишиться своих квартир. Причиной тому – накопившиеся за год долги по оплате услуг ЖКХ. В 2021 году перестаёт действовать объявленный правительством мораторий на долги по ЖКХ. А это значит, что на – и без того немалую – сумму долга станут начисляться пени и штрафы. Рассчитаться по долгам многим нашим согражданам просто нечем.
В середине декабря на дверях моего подъезда появилось объявление от управляющей компании (УК): общая сумма задолженности за услуги ЖКХ в нашем подъезде уже приблизилась к 2 млн рублей. Должникам предлагалось связаться с представителями УК и согласовать удобный график погашения задолженности. При этом суммы фигурировали весьма внушительные. Например, жители одной из квартир должны уже более 400 тыс. рублей.
Мой подъезд не исключение. Плотно работать с должниками коммунальщики во многих регионах нашей страны начали ещё в конце прошлого года. Так, в середине декабря водоканал Сочи на своём официальном сайте стал публиковать списки должников. В городе Каменске-Шахтинском Ростовской области ресурсники и вовсе перешли к угрозам. От имени ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» рассылались уведомления о выдаче судебного приказа. Что интересно: устрашающие письма получили даже те, кто заплатил за газ всего лишь на два-три дня позже указанного в квитанции срока.
Активность коммунальщиков понятна: общая сумма задолженности физлиц по ЖКХ оценивается экспертами в 1 трлн рублей. Понятно также и то, что получить все эти деньги коммунальщики точно не смогут. Однако главными пострадавшими во всей этой истории окажутся граждане.
Мораторий как кабала
Угрозы ростовского подразделения «Газпрома» не пустые слова. Как отмечают эксперты, долги по ЖКХ уже давно и успешно взыскивают через суд. Более того, если платить человеку нечем, то взыскание с лёгкостью обращается на его имущество – то есть на квартиру.
До сих пор подобные случаи не носили массового характера. А все разговоры о том, что с долгами физлиц по ЖКХ надо что-то делать, дальше декларативных заявлений никуда не двигались. Однако нынешний кризис неплатежей скорее всего станет переломным.
«Чаще всего сумма долга, с которой управляющие компании (УК) идут в суд, составляет треть или половину стоимости квартиры, – рассказывает лидер партии «Народное ЖКХ» Сергей Креков. – Все процедуры по обращению взыскания на квартиру отработаны и людей уже выселяют. Я думаю, что сейчас снова будет активно лоббироваться вопрос о том, чтобы с долгами по ЖКХ работали коллекторы. Или, возможно, специально обученные люди (читай – вышибалы) будут действовать в рамках договора по оказанию услуг и выбивать долги с граждан».
Кстати, схемы работы «вышибал» тоже уже опробованы. Их главная задача как раз не доводить дело до суда, а убедить человека продать квартиру, чтобы рассчитаться по долгам. Частенько у таких «дельцов» даже припасены варианты для покупки нового, более дешёвого, жилья. Получается этакий «вышибала полного цикла»: и долг выбил, и в коммуналку устроил.
Вот и получается, что мораторий на оплату услуг ЖКХ, введённый правительством для поддержки граждан, по факту оказался долговой кабалой. Да ещё и помог процветанию коллекторов.
Управляющие временщики
Действие моратория на оплату услуг ЖКХ может также запустить процесс банкротства управляющих компаний. Ведь именно УК аккумулируют у себя деньги граждан, а затем перечисляют их в ресурсоснабжающие организации (РСО). Напомним, что система так называемых прямых договоров, при которой гражданин платит напрямую РСО, де-факто так и не заработала. Причём саботировали эту систему именно ресурсники, не желающие иметь дело с физическими лицами.
1898
Российские должники всё чаще обращаются к коллекторским агентствам с просьбой выкупить их долги у банков и МФО. На фоне пандемии россиянам оказалось проще выплачивать общий долг одной организации, чем распределять платежи по нескольким.
Несколько лет назад на рынке ЖКХ запустился весьма любопытный процесс: РСО начали активно скупать управляющие компании. Казалось бы, зачем крупным, богатым ресурсникам нужны УК-пустышки?
«У нас разные компании поставляют несколько видов ресурсов. Отдельно тепло, отдельно электроэнергию, отдельно воду. Соответственно тот, кто заполучает центр финансовой ответственности в виде УК, переправляет основной поток денег именно в своё «корыто». А на остальных направлениях начинает формироваться задолженность, – поясняет Сергей Креков. – РСО получает под контроль УК и начинает распределять деньги в свою пользу. Как только критическая масса долгов начинает душить, УК объявляют банкротом, и потом поди её найди».
Но даже на это в принципе можно было бы закрыть глаза – мало ли у нас крупный бизнес использует всяких серых схем. Вот только проблема в том, что 80% всего жилого фонда в стране управляются именно этими самыми злополучными УК.
По факту получается, что УК – это изначально этакая компания-временщик, существующая лишь до поры до времени. То есть до того самого момента, пока её долги не превысят критическую массу и её обанкротят.
Нынешний мораторий на оплату услуг ЖКХ этот процесс существенно ускоряет. Лопающиеся УК, как нетрудно догадаться, не особенно стараются в исполнении своих прямых обязанностей, а именно – в предоставлении населению качественных услуг ЖКХ, управлении многоквартирным домом, проведении текущего ремонта и т.п. По данным Левада-центра, 54% россиян не удовлетворены качеством услуг ЖКХ. Заметим, что исследование социологи проводили ещё летом прошлого года, то есть до того, как ситуация с банкротством УК стала критической.
Подайте бедным олигархам
Разруливать наступающий кризис неплатежей в правительстве будут старым проверенным способом – повышением тарифов.
В 2021 году тарифы ЖКХ вырастут в среднем на 4%. Эта «красивая» и даже сравнительно небольшая цифра постоянно повторяется чиновниками: дескать, смотрите, стоимость услуг ЖКХ практически не растёт.
Дьявол, как водится, кроется в деталях. Известно, что 4% – это средневзвешенный уровень индексации тарифа. А это значит, что часть тарифов вырастет куда сильнее, чем на 4%. Кроме того, уровень индексации может отличаться от региона к региону.
Но это ещё не главная проблема. Постановление правительства № 2490-р допускает предельно допустимое отклонение от установленного среднего индекса в отдельных муниципальных образованиях. Согласно постановлению уже установленную индексацию главы муниципальных образований могут увеличить ещё наполовину.
Этой возможностью воспользовались, например, власти Кемеровской области. С 1 сентября 2019 года средний допустимый уровень индексации в регионе составил 7,9%: 4,9% – средний индекс, установленный правительством, плюс ещё 3% – допустимое отклонение.
Но и это ещё не всё. Если очень хочется, то проиндексировать тарифы можно практически в любое количество раз. Для этого достаточно лишь написать соответствующее обоснование в Федеральную антимонопольную службу. Что, кстати, и сделали власти Кузбасса, в результате чего цены на ЖКХ с 1 сентября выросли на 15%.
Одним из решающих аргументов для столь значительного повышения тарифов для ФАС явилось… бедственное положение ресурсников!
Здесь будет уместно напомнить, что под скромной аббревиатурой РСО скрываются такие мастодонты, как АО «Концерн Росэнергоатом», группа «РусГидро», ООО «Газпром энергохолдинг», группа «Интер РАО».
«В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня собираемости платежей за коммунальные услуги, – говорится в письме ФАС по поводу роста тарифов в Кемеровской области (имеется в распоряжении редакции). – Возникновение по данной причине кассовых разрывов… неизбежно повлечёт привлечение ресурсоснабжающими организациями заёмных средств. Таким образом, снижение уровня запланированной индексации платы граждан за коммунальные услуги и тарифов может усугубить положение таких организаций».
Другими словами, по мнению ФАС, «Газпрому», «РусГидро» и иже с ними без помощи простых россиян просто не выжить.