ОАО РЖД предлагает резко поднять тариф на порожний пробег
ОАО РЖД пересмотрело подход к индексации тарифов на 2021 год. Монополия предлагает не повышать, а даже чуть снизить тариф на груженый пробег, зато на порожний увеличить сразу на 16%. В силе инициативы по отмене скидок на инновационные вагоны, повышению тарифов на перевозку контейнеров и антрацита. Больше всего от этой меры пострадают операторы и угольщики, тогда как у металлургов и химиков расходы могут даже упасть. По операторскому бизнесу будет нанесен серьезный удар, подтверждают эксперты.
ОАО РЖД изменило тарифные предложения на 2021 год, следует из материалов, направленных первому вице-премьеру Андрею Белоусову 23 октября (“Ъ” видел документ). По словам источника, знакомого с ситуацией, обсуждение их запланировано на следующую неделю. Новый вариант предполагает как альтернативу общему повышению тарифа в 3,7% на 2021 год дополнительную индексацию цен на порожний пробег вагонов не на 4% (см. “Ъ” от 18 сентября), а на 15,8%. Тарифы на груженый пробег предлагается уменьшить на 0,1%. Также ОАО РЖД готово сохранить скидки на перевозки ряда грузов, включая зерно и нефтегрузы, в направлении Дальнего Востока.
Сохраняются предложения по отмене льгот для инновационных вагонов. При этом угольщикам, чей груз в основном ими перевозится, предлагается компенсировать потери через скидку в 4,3% — но на малопопулярных сегодня южном и северо-западном направлениях. Как и ранее, речь идет о росте тарифов для антрацита и контейнеров.
Наиболее пострадавшими в долевом выражении будут «Сибантрацит» (плюс 6,3%), Кузбасская топливная компания (3,2%), СУЭК и «Востсибуголь» (2,7%), УГМК (2,1%). Выиграют металлурги и химики: НЛМК (минус 2,1%), ММК (минус 1,7%), «Северсталь» и «Уралхим» (минус 1,1%).
В ОАО РЖД пояснили, что предложения сформулированы по итогам анализа эффективности перевозок отдельных видов грузов и действующих преференций: «Выявлена высокая убыточность перевозок порожних вагонов и энергоугля преимущественно в направлении Дальнего Востока, а также контейнерных перевозок по отдельным направлениям».Меры направлены на диверсификацию экономики, говорят в ОАО РЖД, при этом основная нагрузка транслируется не на реальный сектор, а на операторов, что будет их стимулировать к оптимизации и повышению эффективности.
Источник, знакомый с расчетами, говорит, что прирост ее EBITDA за счет операторов вагонов составит порядка 51 млрд руб., контейнеров — порядка 3 млрд руб. но за счет грузоотправителей, наоборот, упадет на 43 млрд руб., так что плюс не превысит 11 млрд руб.
Собеседник “Ъ” в отрасли говорит, что попытка так решить проблему дефицита завышенной инвестпрограммы ОАО РЖД противоречит правительственной риторике о поддержке бизнеса. Другой отмечает, что меры приведут к увеличению нагрузки на операторов, которые переложат ее на грузоотправителей: «Вместо фискальных мер стимулирования лучше бы подумали над послаблениями и субсидиями для последних».
Он отмечает, что, когда в 2017 году договаривались о долгосрочных тарифных условиях, никто не говорил, что при сохранении общей индексации можно, например, всю ее переложить на уголь, а другие группы грузов не индексировать. Для клиентов это точно не выглядит как индексация на «инфляцию минус», говорит эксперт. Он добавляет, что потери операторов оценены относительно результатов суперуспешного 2019 года, а уже в первом полугодии у многих прибыль сократилась в несколько раз. При переложении расчетов на 2021 год фактически изымается большая часть прибыли операторского бизнеса, что угрожает массовым банкротством и дефолтами по платежам.
Наталья Скорлыгина