Миллер и Дрозденко попали в идеальную концессию. Непонятно где 1,5 млрд

Самая мощная концессия на Северо-Западе споткнулась о дырявые трубы. Несмотря на расчёты, на них не хватило. Денег не хочет давать ни регион, ни Газпром.

20200714_uf8otu10jmcohc0g0yk4

До 31 июля должно быть принято решение об источнике финансирования концессии на реконструкцию системы теплоснабжения в Тихвине — самой масштабной на Северо-Западе. Об этом говорилось на совещании 2 июля в Тихвине, где присутствовали вице-губернатор Ленинградской области Михаил Москвин, руководитель “Газпром теплоэнерго” Артур Тринога, замдиректора “Межрегионгаза” Юрий Пахомовский, глава администрации района Юрий Наумов, директор филиала “Газпром теплоэнерго” в Ленобласти Олег Репетух и зампредседателя областного комитета по ТЭК Александр Клецко.

В 2015 году администрация района заключила с «Газпром теплоэнерго» концессионное соглашение до 2030 года. Предусмотрено строительство котельной мощностью 209,6 МВт, реконструкция внутриквартальных тепловых сетей Тихвина и нескольких окрестных посёлков. Концессионер обязался вложить 3 млрд. Такой механизм был применён впервые в Ленобласти. Финансирование осуществлялось головным Газпромом по линии «Межрегионгаза». В сентябре 2016 года котельную построили. Ленточку резали губернатор Дрозденко и председатель правления Газпрома Миллер. К слову, из потраченного на котельную пришлось 2 млрд, и уже тогда звучали мнения, что цена, мягко говоря, высокая.

Если концептуально, то Тихвин должен был стать первым городом в регионе, где система теплоснабжения близка к идеальной: современная, мощная котельная производит ресурс, и через новый центральный тепловой пункт он поступает по магистральным сетям во внутриквартальные, а на конце автоматизированные индивидуальные тепловые пункты с погодным и часовым регулированием подачи тепла. В итоге получается закрытая система теплоснабжения, когда горячая вода и вода для отопления готовится отдельно, подаваясь в дома по гибким температурным графикам.

Не вышло.

Один из пазлов не лёг в картину: из 44 километров внутриквартальных сетей не сделаны 33 километра, как и 4 километра в близлежащих посёлках, сообщили в местной администрации. Для понимания, сетям больше полувека — они ржавые, требуют постоянного латания. Потери же тепла доходят до 30% и выше при норме в 7%. Таким образом, пока в микрорайонах Тихвина не будут переложены трубы, вся уже проделанная работа напоминает новый премиальный “Мерседес”, но без колёс.

Причиной остановки реконструкции стало то, что концессионер выбрал свой лимит, прописанный в соглашении (3 млрд) и попросил ещё 3,5 млрд для окончания работ. В ином случае исполнение невозможно, писал в письме на администрацию района гендиректор «Газпром Теплоэнерго» Артур Тринога. Причём писал ровно два года назад. Он же ставил Ленобласти вилку: внести изменения в соглашение либо расторгнуть его по соглашению сторон. Последнее исключает претензии концедента к исполнителю.

Начались качели — Ленобласть говорила, что денег нет, да ещё столь существенных. И процедурно их дать напрямую невозможно. “Газпром теплоэнерго” приводил свои выкладки, по которым на один километр сетей нужно потратить более 100 млн рублей. В итоге первоначальный проект был направлен в Леноблэкспертизу. В конце нынешнего июня он оттуда вышел. Специалисты укоротили аппетиты Газпрома до 1,5 млрд, но проблемы это не решило. Когда денег нет, разница между тремя и полуторами нулевая. Этому тупику, собственно, и было посвящено совещание 2 июля. Источник финансирования так и не прозвучал.

Если же продолжать аналогию с “Мерседесом”, то никто, скажем так, не отменял его обслуживание. Во-первых, на АИТП в 226 домах и 45 соцобъектах города за счет областного бюджета потрачено 320 млн рублей. Во-вторых, по условиям соглашения, за период с 2016 до 2027 года тихвинская администрация должна возместить «Газпром теплоэнерго» плату концедента, около 685 млн рублей. С 2016 года район отдаёт в среднем по 50 млн. Так, в прошлом году 57 млн, в нынешнем 52. Получает “Газпром теплоэнерго” и межтарифную разницу между реальным тарифом и платой населения. Исходя из соглашения с 2016 до 2030 года, из казны региона по этой статье в сторону дочки Газпрома накапает более 1 млрд. С 2016 уже отдано около 350 млн.

Если о цепочке ответственности, то так: концессионер-генподрядчик “Газпром теплоэнерго”, заказчик строительства — “Газпром инвестгазификация”, генподрядчик ООО «Единые коммунальные системы»(ЕКС), зарегистрированное в Твери. Стоимость отношений с с этой компанией встала в 2,5 млрд рублей. По данным СПАРК-Интерфакс, в 2018-м фирма показала убыток в 2 млрд. С того же года находится в состоянии банкротства. С бывшим директором Дмитрием Евстигнеевым связаться не удалось. Если же о смыслах, то вполне возможно, что исполнителю давали карт-бланш на траты с расчётом на дофинансирование от Газпрома в будущем, но тучные времена в монополии прошли, рассуждают участники рынка

В нынешней диспозиции на Суворовском говорят об ошибке проектантов сетей. Генпроектировщиком было АО “Проектный институт №1″(ПИ-1). Контракт ценой 96 млн рублей был заключен с «Газпром инвестгазификацией» в июне 2016 года. В “ПИ-1” секретарь пообещала передать гендиректору Светлане Эрнст просьбу прокомментировать ситуацию. Компания, кстати, вполне жизнеспособна, за прошлый год оборот составил 1,4 млрд рублей. С директором “Газпром инвестгазификация” Юлией Врублевской связаться не удалось.

Директор “Газпром теплоэнерго” Артур Тринога на звонки не ответил. 47news отправил вопросы в WhatsApp Триноги и его пресс-службе: Определен ли источник дофинансирования концессии? Если да, то какой и в каком размере? По какой причине произошел разрыв между запланированными по концессии тратами и необходимыми для окончания реконструкции? Те же вопросы мы адресовали директору филиала компании в Ленобласти Олегу Репетуху. В его пресс-службе оперативно ответили: “Мы этот вопрос не комментируем”.

Неофициально, в Газпроме всё же заочно оппонируют, вспоминая детали концессионного соглашения. Якобы речь шла не о замене 100% сетей, а примерно половины — тех, у которых более 50% износа. Мол, уже на том берегу было понятно, что денег на все не хватит, поэтому была выписана такая сложнопроверяемая формулировка. В правительстве Ленобласти скептически отреагировали на эту реплику: «Речь шла о 100 процентах».

Вице-губернатор по ЖКХ и строительству Михаил Москвин был лаконичен в ответ на вопрос об источнике финансирования: “Решение за руководством”.

Это действительно так, поскольку концессионное соглашение не фантик, а детально прописанные тома документов. Изменение существенных условий и вовсе надо согласовывать с ФАС России. Впрочем, в блоке ЖКХ правительства Ленобласти уже делают предположения о вариантах. Регион теоретически может помочь через повышение тарифа, но тогда вырастут ежегодные транши на покрытие межтарифной разницы, а эта статья расходов никогда не нравилась Суворовскому. “Обсуждается и вариант подписания допсоглашения на пять лет, но пока не ясно на каких условиях”, — отметил один из чиновников.

Газпром может принять волевое решение и взять допрасходы на себя. Но в этом случае неизбежно возникнут внутрикорпоративные вопросы к бывшим топ-менеджерам — куда делись деньги. Может случиться и так, что заложено было с излишком. В какую процессуальную сторону эти изыскания вырулят — предугадать пока сложно. Сегодня бывший зам по капстроительству «Межрегионгаза» и одновременно руководитель «Газпром инвестгазификации» Еркулов занимает должность замгендиректора «Газстройпром». Экс-директор «Межрегионгаза» Селезнёв ушёл в газохимический проект Газпрома в Усть-Луге. Бывший директор «Газпром теплоэнерго» Леонид Богорад тоже ушёл. Разве что его преемник Тринога на том же месте. Впрочем, позиции его пока крепки (не в последнюю очередь дело в должности отца, Михаил Тринога занимает пост замруководителя аппарата правительства России).

По данным же 47news, к 31 июля источник финансирования должен быть назван. А от «Газпром теплоэнерго» в комитет по ТЭК должно уйти предложение о том, что компания начнёт работы с 15 августа на свои средства, но срок реконструкции будет увеличен. Компенсация планируется через некий финансовый механизм, который якобы не повлияет на бюджет региона.

Тем временем, глава администрации Тихвинского района Юрий Наумов с пролетарской прямотой говорит о том, как нужны новые сети.

— Делать надо срочно. Всё в землю утекает. К тому же это вопрос безопасности — зимой же не до шуток. Помимо этого, мы тратим деньги на благоустройство и дороги по нацпроектам. Но свежеуложенный асфальт приходится регулярно вскрывать ради ремонта труб. Не удивительно, что жители порой крутят пальцем у виска, — горячится чиновник.

Заметим, Тихвинский район официально на первом месте по энергоэфективности, прозвучало на совещании Дрозденко с главами районов 13 июля.

Всё-таки все опрошенные стороны сегодня говорят, что решение о финансировании концессии стало политическим. То есть, за теми же Дрозденко с Миллером. В Газпроме отвечают зеркально.

Виктор Смирнов,

Справка:

Новая котельная обеспечивает тепловой энергией большую часть жилого фонда и социальных объектов города: 251 жилой дом, 6 медицинских учреждений, 13 детских садов, 8 школ, 7 ведомственных учреждений, 70 предприятий и организаций.

Источник

Метки:

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика