Обедневшие авиакомпании задрали цены

Билеты улетели, пассажиры остались

Обедневшие авиакомпании задрали цены

Режим самоизоляции, падение деловой и туристической активности обрушили объемы авиаперевозок: минус 91,8% за апрель, по данным Росавиации. На сегодняшний день практически все полеты остановлены, а компании фактически находятся в режиме заморозки. Но так как обязательные платежи никто не отменял, перевозчики компенсируют издержки за счет потребителей: в мае средняя стоимость перелета по России выросла на 13%. А так как ежедневные убытки перевозчиков в среднем составляют 500 млн рублей, очевидно, это еще не предел роста цен.

В мае средний чек на перелеты в одну сторону по России вырос на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Компании объясняют такую политику тем, что вместе с падением спроса (по данным за апрель 2020-го, трафик упал на 91,8%) у них начались убытки, которые в среднем по отрасли составляют 500 млн рублей в сутки. Получается, тех, кто сейчас рискнул лететь, компании возят по завышенным ценам.

Падение пассажирооборота означает колоссальное обрушение доходов авиакомпаний. Но в то же время основная часть необходимых постоянных расходов изменилась мало — лизинг и содержание парка, помещений, оборудования, зарплата персонала, аэропортовское обслуживание, проценты по кредитам и пр. Соответственно, перевозки в таких условиях становятся убыточными.

«Как ни парадоксально, но в условиях резкого сокращения спроса цены на перелеты повышаются», — рассказывает главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман. По данным Росстата, в апреле средняя цена полета экономклассом на 1 тыс. км поднялась на 5,7% к марту и на 3,7% к апрелю 2019-го. Одновременно с этим рухнул и спрос.

«Возможности повышения цен ограничены именно снижением интереса потребителей к перелетам, — подчеркивает эксперт. — Покупают подорожавшие билеты в основном те пассажиры, которые не могут без этого обойтись и готовы платить высокую цену».

Понятно, что авиасообщение мало-помалу начнет восстанавливаться после пандемии. Однако эксперты рынка уверены, что вернуться к докризисным показателям пассажиропотока отрасль сможет очень не скоро: к концу года объемы внутренних перевозок упадут больше чем в два раза. Об этом сообщила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта.

фото: АГН «Москва»

Напомним, 15 апреля президент Путин предложил выделить более 23,4 млрд рублей на спасение авиакомпаний. Между тем, по оценкам отраслевых специалистов, без помощи как минимум в 150 млрд рублей перевозчики не смогут оплатить лизинг воздушных судов, а также выплатить зарплаты летному экипажу и рассчитаться с кредиторами. Из чего следует, что данные меры поддержки направлены лишь на минимальное «выживание» перевозчиков и никак не приведут к снижению стоимости билетов.

13 мая от главы государства поступило новое предложение по поддержке отрасли: запуск программы поддержки лизинга, эксплуатации российских воздушных судов, а также выделение субсидии для снижения стоимости летного часа российских самолетов.

«В два раза был сокращен аэронавигационный сбор на внутренних маршрутах. Кроме того, авиакомпаниям дали отсрочку по уплате налогов, что должно помочь избежать массовых банкротств перевозчиков. Также выделены средства в размере более чем 23 млрд рублей для снижения издержек», — говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. По его мнению, дорогие авиабилеты также негативно отразятся на спросе и не дадут выручке компаний расти, а следовательно, серьезно завышать стоимость билетов они не станут.

Между тем, по данным интернет-сервиса для путешественников Biletix, в условиях сложной эпидемиологической ситуации в мире большая часть авиапассажиров поддерживает идею увеличить дистанцию в салоне лайнера за счет сохранения пустого места между сиденьями в ряду из трех кресел. Однако только 37% пассажиров готовы переплатить за такую безопасность до 10% от стоимости тарифа. У остальных респондентов лишних денег на подобный сервис нет.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика