Но для начала индустрии надо выжить
Ассоциация туроператоров России (АТОР) надеется, что внутренний туризм в России возродится после пандемии уже в этом году. По мнению АТОР, спрос на чисто российские направления вырастет в связи с ограничениями на заграничные поездки. А президент России Владимир Путин и вовсе поручил форсировать развитие внутреннего туризма. Несмотря на большое количество проблем, туроператоры не только изо всех сил стараются удержаться на плаву, но и готовятся предложить путешественникам новые направления, например в Арктику. О том, сколько останется от сезона в этом году, куда можно поехать и как организовать в любом регионе России уединенное «камерное» путешествие, рассказывают компании, специализирующиеся на внутреннем туризме.
Южные регионы страны рассчитывали начать курортный сезон по плану ― 1 июня, но эпидемиологическая ситуация этим планам пока угрожает. Мэр Сочи Алексей Копайгородский осторожно предложил пока не осуществлять бронирование проживания гостей с начала июня.
Глава Крыма Сергей Аксенов недавно выразил опасения, что курортный сезон в республике вряд ли состоится. В пресс-службе правительства Крыма, правда, уточнили, что такая оценка ситуации Аксеновым является «субъективно-объективной» и еще потребуется время, чтобы сделать окончательные выводы и принять меры. Однако даже при хорошем раскладе сезон все равно не будет полноценным: «Пока ситуация не очень хорошая, и это видно даже невооруженным глазом. Июнь уже точно пропал. С июлем тоже пока непонятно, так что остается только август».
А пока все прибывающие на российский юг должны будут отправляться на две недели в обсерваторы, если они не имеют местной прописки. При таком раскладе полноценного отдыха никак не получится.
Туроператоры, работающие на внутренних направлениях, согласны с таким прогнозом: от июня уже почти точно ожидать ничего не приходится, особенно отдыха у моря. Тем не менее туркомпании не собираются опускать руки и готовятся отработать столько, сколько получится. Но не все верят, что даже при закрытых границах россиян можно массово заманить на отечественные курорты.
Кнутом или пряником
«Наше государство в плане завлечения использует исключительно метод кнута. Закрыть Египет, чтобы по России путешествовали! Что, мало путешествуют? Тогда и Турцию закроем! Снова мало путешествуют? Тогда вообще все закроем», ― говорит глава компании Adventure Guide Алексей Юдин.
При этом, по словам Юдина, для развития собственной туристической инфраструктуры делается очень мало. «Единственным реальным вложением была, конечно же, модернизация Сочи, что сделало его круглогодичным курортом. За это государству можно сказать спасибо. В Крыму много чего делается, но все же по сравнению с Сочи ― это две большие разницы», — рассуждает он.
Руководитель сообщества туроператоров России «Большая страна» Юлия Репникова считает, что для популяризации внутренних направлений государство должно, во-первых, поддержать авиаперевозчиков, чтобы сдержать рост цен, а во-вторых — грамотно использовать свои информационные возможности: «Нужно больше показывать — именно показывать природные достопримечательности нашей страны. У нашего государства огромный медиаресурс, и он должен быть максимально направлен на продвижение внутреннего туризма. Причем продвижение не только Сочи и Крыма. Фотовыставки, телепередачи про путешествия по России, господдержка тематических пабликов в соцсетях — все эти мероприятия помогут не только заинтересовать в путешествиях по России, но и повысить любовь к своей прекрасной стране».
Это мнение поддерживает и исполнительный директор RussiaDiscovery Юлия Григорьева, которая не согласна с тем, что во внутреннем туризме работает только метод кнута: «Наша аудитория категорически другая ― они в хорошем смысле патриоты. Мы недавно проводили опрос, и 97% ответили, что они готовы путешествовать по России. Это, конечно, не та наиболее массовая группа, но все равно эти цифры ― показатель того, что с каждым годом отношение к внутреннему туризму меняется, и за последние 15 лет мы это наглядно увидели. Стереотипы вроде «наша Раша» и тому подобные вещи уходят в прошлое. Теперь можно путешествовать по стране, не оглядываясь на какую-то совковость».
Выживут не все
Однако, несмотря на все позитивные изменения, коронавирус нанес ощутимый удар по финансовому состоянию туроператоров. На данный момент говорить о том, что все компании смогут пережить этот сложный период, не приходится.
«Последние финансовые поступления в моей компании были 25 марта. А затраты никуда не деваются. Но тут кто как решает. Одни компании разогнали свой персонал ― уволили или отправили в неоплачиваемый отпуск. Я, например, привлек заем, который с трудом представляю, как буду отдавать. Сейчас куча народу бросилась забирать свои деньги. Но возвращать их тоже неоткуда, потому что они отправились отелям, перевозчикам и так далее. Можно утвердить ваучеры, как делают авиакомпании. Население, конечно, будет недовольно, но это спасет бизнес», ― считает Алексей Юдин.
Юлия Григорьева отмечает, что RussiaDiscovery пришлось сократить штат и урезать часть зарплат, однако, по ее наблюдениям, уже в мае пошел обратный процесс: «В апреле мы в основном занимались возвратами и, в отличие от многих компаний, делали это, хоть это было и непросто. Сейчас уже пошли запросы на Дальний Восток и другие удаленные направления, так что мы верим, что отрасль оживает».
Возобновление интереса россиян к путешествиям по стране подтверждает и Юлия Репникова: по ее данным, спрос появился и на летние, и на осенние путешествия. В компанию поступает много предварительных запросов, однако бронируют туры пока осторожно. По словам руководителя «Большой страны», в нынешней ситуации конкуренцию пляжному отдыху сможет составить активный отдых на природе. Все дело в меньшем количестве людей и большем пространстве:
«Южные регионы — это массовый туризм, отдых на пляже, большое количество отдыхающих. В то же время такие регионы, как Алтай, Камчатка, Сахалин, Карелия, Сибирь, Кольский полуостров, Урал, имеют изначально меньшую плотность населения и огромные безлюдные территории. А это значит, что туры с палатками в таких регионах либо на небольших турбазах могут проводиться с соблюдением всех норм безопасности».
Глава Adventure Guide в этом смысле занимает более скептическую позицию:
«А как внутренний туризм может всех спасти, если деньги туда никто не несет? Сейчас некоторые компании пытаются завлечь туристов скидками, но когда все откроют, цены совершенно точно поднимутся до нормального уровня. Но, опять же, ― только те, кто выживет. Если все это продлят на июнь, то банкротств даже во внутреннем туризме не миновать. Не надо думать, что пострадают только те, кто занимается заграничными поездками».
Два часа до Арктики
Новые реалии ― это не только ограничения, но и возможность придумать и предложить нечто новое. Например, отправиться в «самоизоляционный» тур куда-нибудь очень далеко ― с этим в России, учитывая протяженность страны, проблем нет. Причем это может быть актуальным еще довольно длительное время, так как коронавирус в одночасье не исчезнет, даже после того, как снимут ограничения на внутренние передвижения.
«По сути, такие туры уже есть — это формат индивидуальных путешествий. То есть вы можете отправиться, скажем, на Алтай или в Адыгею, своей семьей или узким кругом друзей. С вами будет персональный гид (который при необходимости пройдет предварительное тестирование на COVID-19 ). Вы будете передвигаться на индивидуальном трансфере. Проживать можно на уединенных турбазах — к счастью, у нас в России очень много уголков, отдаленных от цивилизации, где действительно можно изолироваться. Либо можно заказать тур с палатками — это еще более безопасный вариант. Почти в любом регионе России можно организовать уединенное, камерное путешествие», ― рассказывает руководитель «Большой страны».
Здесь важно помнить, что все, что предлагается вне пляжа, ― это именно активный отдых, который по разным причинам может подойти не всем. Например, туры на Дальний Восток ― это треккинг, морские прогулки, горячие источники, восхождение на «каменные драконы» в парке Приморских столбов и походы к водопаду Черный шаман. Карелия ― это походы и рафтинг на реке Шуя, Алтай ― это Чуйский тракт, Каракольские озера, курганы и даже йога-туры на гору Белуха.
Юлия Григорьева говорит, что в RussiaDiscovery также задумались над подобным форматом, но надо понимать, что инфраструктура дальних регионов не позволит в разы увеличить поток. В первую очередь это касается отельной базы:
«Я видела прогнозы по увеличению количества туристов в десятки раз, но по-моему — это заблуждение, потому что отрасль к этому физически не готова. Я надеюсь, что слова президента о форсировании внутреннего туризма относятся прежде всего к развитию инфраструктурных элементов, ― и это не только размещение. Здесь можно говорить об экотуризме и создании каких-то троп в национальных парках и заповедниках. Чтобы они не выполняли заградительную роль, как сейчас, а сотрудничали с туристами».
Что касается туров, которые помогут прийти в себя после коронавируса, то, по словам Григорьевой, в компании уже были готовы похожие программы ― что-то вроде диджитал-детокс и переключение на любование природой. Поэтому в данный момент туроператор активно разрабатывает непривычное для многих направление ― Ненецкий автономный округ. Как оказалось, Русская Арктика может быть весьма привлекательной для путешественников:
«Арктическая зона России ― очень большая и очень разная. Тур по территории Чукотки ― это сложно, там мы сильно зависим от погоды и от той же инфраструктуры. Плюс это очень далеко и никогда не бывает дешево. Но есть и «домашняя Арктика», которая находится всего в двух часах лета от Москвы: это Кольский полуостров, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Коми. Здесь можно сделать гораздо более доступный арктический продукт».
Но не Арктикой единой. По словам Григорьевой, хоть в компании и не специализируются на пляжном отдыхе, без внимания южные регионы все же не оставляют. Например, туристы могут исследовать Кавказ:
«У нас есть тур «Кавказский путь», который охватывает все республики Кавказа: это и Чечня, и Ингушетия, и Дагестан. Он довольно длинный ― восемь дней. Мы на майские праздники на разные заезды собрали туда порядка 50 человек, но, к сожалению, пришлось отменить. К счастью, люди соглашаются перенести этот же маршрут на сентябрь».
Алексей Юдин считает, что при всех теоретических плюсах идеи изоляционных туров никакой особой выгоды от них не будет: «Со стороны звучит очень клево. Мне вначале тоже звонили и просили предложить тур в глубинку в Архангельскую область с проживанием в доме у местного жителя. Во-первых, он не профессионал индустрии гостеприимства ― у него нет ни ООО, ни ИП. Заставить деревенских жителей оформлять все эти документы ― практически невозможно. Да и не горят они желанием принимать москвичей и заниматься бизнесом. Остаются отели и базы отдыха ― они есть даже в глубинках. А теперь представьте, что туда вместо компании охотников приезжает один или два человека самоизолироваться. И какая тут рентабельность будет? Они ведь рассчитаны на хороший процент заполняемости, а с самоизолянтами так не получится».
По словам руководителя Adventure Guide, сейчас наметилась еще одна не самая приятная тенденция: партнеры компании в регионах стали негативно относиться к приезжим из столицы из-за того, что в Москве самое большое количество выявленных случаев COVID-19: «Даже когда снимут ограничения, этот тренд негативного отношения к москвичам сохранится какое-то время. Судя по происходящему, Москва «откроется» последней, и может сложиться уникальная ситуация, когда тот же Крым будет принимать жителей других регионов, но не москвичей».
Жизнь внутреннего туризма в России никогда не была легкой, даже в «некоронавирусные времена». Однако за последнее десятилетие все равно удалось достичь качественного скачка в развитии. И это движение продолжается, несмотря на сопутствующие сложности.
«Появился турпродукт в тех регионах, где его раньше не было. Например, это Сахалин и Курильские острова. Сейчас также есть программы на Ямал к оленеводам. С нуля развился зимний туризм на Байкале ― теперь это бренд. Мурманск неожиданно стал очень популярным и почувствовал себя настоящим туристическим городом, хотя никогда таковым не был. Но все могло быть лучше, если бы у нас как минимум по-другому обстояло дело с законом. Ведь как ни крути, закон о туризме написан больше о выезде, а наши чиновники очень далеки от реального турбизнеса», ― заключает Алексей Юдин.