Отношение к базовому безусловному доходу меняется на глазах. Сегодня тысяча долларов или евро для каждого – это уже не фантазии, а кризисный менеджмент
На днях министр экономики Испании Надя Калвиньо заявила, что страна планирует в самое ближайшее время ввести базовый безусловный доход. Министр не исключила, что это будет не временным решением, а станет инструментом новой экономики Испании. Тем временем администрация Трампа подписала закон о предоставлении миллионам американцев единовременных чеков на $1200, чтобы помочь им справиться с последствиями пандемии CVID-19 – по сути, тоже запустила эксперимент по базовому безусловному доходу.
Еще пару месяцев назад о базовом доходе если и говорили, то как о чем-то утопическом. Теория о том, что все люди могут получать определенную сумму каждый месяц, и она покроет их базовые потребности (в еде и крыше над головой ), казалось годной только для богатых стран. Но и там не все были в восторге от такой идеи. Так, референдум в Швейцарии провалился в 2016 году, а Финляндия в своем эксперименте, когда две тысячи финнов моложе 28 лет получали по 560 евро, разочаровалась, потому что люди не стремились работать.
Но как много изменилось буквально за месяц! Экономическая логика эпохи «До», кажется, совсем расходится с экономикой, которая необходима во времена «После». Сегодня тысяча долларов или евро для каждого – это уже не фантазии, а кризисный менеджмент. Что может быть самым быстрым и свободным от бюрократии решением в пользу поддержки граждан? Средством против гендерного неравенства в сфере труда и решением для бизнеса, которому сейчас приходится терять сотрудников? Базовый безусловный доход. Люди по всему миру уже подписывают петиции в пользу него. Один из примеров такой петиции создала модельер Тоня из Берлина. Она требует от немецкого правительства шесть месяцев безусловного дохода вместо «кредитов помощи». Ее аргумент: если сотрудники моего ателье и я будем обеспечены самым необходимым, поднимать бизнес после кризиса будет куда легче, мы сохраним команду и мотивацию. Сразу после публикации на change.org петицию подписало полмиллиона человек.
2020 год может стать годом экономики заботы, о которой давно было пора серьезно говорить. Именно она необходима нам в эпоху «После». Базовый безусловный доход – один из ее неочевидных инструментов. Так что понять его преимущества без проблематизации сферы заботы трудно.
Двигатель экономики
Когда мы слышим слово «забота», то думаем прежде всего о сиделках, медсестрах и воспитателях. Все верно. Экономика заботы (care economy) занимается теми отраслями, которые отвечают за наш с вами социальный комфорт и безопасность. И казалось бы, что может быть важнее этого? Но в действительности те, кто ухаживает за нашими детьми и родителями, убирает наши дома, создает социальную инфраструктуру – являются самыми бедными людьми в наших обществах, и престижными профессии этих людей не считаются. При этом многие из таких профессии, связанные с заботой о другом, требуют наличия особых ресурсов – психоэмоциональных (чтобы выслушать больного, успокоить ребенка, поддержать пожилого).
Популярный немецкий философ корейского происхождения Бюнг Хул-Хан называет сегодняшнее общество «усталым обществом достижений». В отличие от «общества дисциплины» 20 века, мы помешаны на идее достижения чего-то большего, чем то, что у нас уже есть. Те, кто смирно держится на скромных профессиональных позициях, выглядят неудачниками. В логике общества достижения медсестра – это просто женщина, которая не смогла стать врачом. А мусорщики, уборщики и курьеры – маргиналы. И то, что они мало зарабатывают – их вина.
Парадокс заключается в том, что в гонке за достижениями мы адски устаем (свою книгу Хул-Хан так и называет «Общество усталости» в оригинале: «Müdigkeitsgesellschaft»), и начинаем нуждаться в заботе больше, чем прежде.