Должники по валютной ипотеке начнут массово лишаться крыши над головой уже в марте Диана Евдокимова
Вчера возле Мариинского дворца в Санкт-Петербурге прошел очередной одиночный пикет держателей валютной ипотеки. Заемщики этой категории, чьи ежемесячные платежи за полгода выросли в три раза, стали первыми жертвами нового экономического кризиса: они могут потерять не только деньги, но и крышу над головой. Многие останутся в долгах, даже если продадут свои квартиры. Банки не желают идти на приемлемые для заемщиков уступки, а официального решения от государства до сих пор нет.
Надежды многих людей обрести собственное жилище становятся все более призрачными.
Лола Юлдашова взяла ипотеку в 2008 году. «Я тогда забеременела и понимала, что с животом кредит никто не даст», – рассказывает женщина «НИ». По ее словам, ипотеку одобрил лишь один банк, и только в долларах. Позже ее заем был передан другому банку. Взяв в кредит 90 тыс. долларов (примерно 2,2 млн. рублей), она купила однокомнатную квартиру площадью 33 квадратных метра в Одинцово. «Для выплаты кредита я много работала, почти не видела свою дочь», – тут Лола Юлдашова просит паузу, чтобы успокоиться: на глаза у женщины наворачиваются слезы. В семье женщины два инвалида – мама и муж. Единственное, чем супруг может помогать Лоле, – сидеть с шестилетним ребенком.
До декабря 2014 года заемщица не допустила ни одной просрочки. «Я уже выплатила 70 тысяч 950 долларов. Еще примерно 83 тысячи долларов я сейчас должна. Это сегодня уже больше 5,5 миллиона рублей. Рыночная стоимость квартиры – не больше 3,3 миллиона рублей. Больше всего меня пугает то, что, даже оставшись на улице, я все равно буду должна деньги банку», – сокрушается женщина. Банк, однако, не желает ничего слышать о реструктуризации кредита. Зато Лола исправно получает SMS с напоминанием о долге.
Россиян, попавших в такую же ситуацию, сегодня, по разным данным, от 25 до 100 тысяч. Согласно опросу, проведенному среди 2500 заемщиков, 80% держателей валютной ипотеки имеют детей, а 6% семей являются многодетными. Уже 25% заемщиков не в состоянии выплачивать ежемесячный взнос в полном объеме. Просрочка по валютной ипотеке, по данным Центрального банка России, на 1 декабря 2014 года составляла 19 млрд. рублей. При этом валютная ипотека составляет всего 3,5% из общего объема жилищных кредитов к стране.
Не менее 60% заемщиков брали валютную ипотеку в 2007–2008 годах. Многие пережили кризис 2008 года, исправно уплачивая взносы. Но троекратно возросшие платежи люди вносить не в состоянии. Нередко остаток долга превышает стоимость жилья в залоге до двух раз.
В минувший четверг на круглом столе в Госдуме высказались множество одиноких мам, которые опасаются, что из-за потери квартиры у них могут отнять детей. Почти все они взяли валютную ипотеку, когда в рублевой им отказали. Многим банки обещали сразу перевести их кредит в рубли, а в дальнейшем все подобные запросы отклоняли. Спокойно слушать их истории – очень сложно.
«В 2006 году взяла кредит с первоначальным взносом в 50 тысяч долларов. За все эти годы первую просрочку я допустила в декабре 2014 года. Возросший ежемесячный платеж мне не потянуть. Даже продажа квартиры не поможет. Я останусь должна еще около 5,5 миллионов», – жаловалась мать двоих детей Светлана Васильева. В 2012 году у женщины умер муж. Еще тогда она обращалась в банк с просьбой о реструктуризации кредита, но ей отказали из-за изменения состава созаемщиков.
«Я взяла ипотеку в 2007 году, чтобы обеспечить двоих детей крышей над головой, – поделилась своей историей одинокая мать Раиса Козлова. – Попытки перейти в рубли я начала с 2008 года. В 2010 году осталась почти на год без работы. В тот же период пережила инсульт. Потом мне удалось снова найти работу, но сейчас я боюсь, что просто не выдержку всего происходящего. С 1 января я опять осталась без работы. За январь я заплатила, больше денег нет».
Еще одна женщина выступила от имени своей знакомой, которая сегодня уже не в состоянии говорить за себя: «Эта мама получила четвертый инсульт из-за происходящего. Квартиру она взяла, чтобы ей дали усыновить двоих детей из детского дома, чьи родители погибли в автокатастрофе. Они даже не помнят, что приемные. Она взяла в 2007 году 130 тысяч долларов. Сегодня она должна 134 тысячи долларов».
Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА
Истории у всех разные, однако проблема общая – отсутствие возможности платить возросшие взносы. «Сейчас мы пытаемся организовать очередной митинг. Подали заявку на 8 февраля, но пока ответа нет», – рассказала «НИ» Екатерина Загорулько, одна из активистов Всероссийского движения валютных заемщиков. В 2008 году г-жа Загорулько взяла ипотеку в долларах – в рублях не дали. Просьбы о реструктуризации в 2011 и 2013 годах отклонялись. «В последний раз я обратилась с этим вопросом в сентябре. Банк предлагает рефинансирование, в результате которого ежемесячный взнос станет на 5 тысяч больше», – говорит г-жа Загорулько.
31 января в Петербурге на Марсовом поле собрались примерно 500 человек: люди раскрыли черные зонты с белыми буквами «$O$» и даже выстроились так, чтобы визуально изобразить эту надпись. 27 января столичные заемщики возложили у здания ЦБ РФ ключи с траурными лентами, а еще раньше – провели акцию, когда у активистов одновременно зазвонили будильники, что символизировало ценность времени, которое проходит в ожидании решения их вопроса со стороны ЦБ и государства. В Интернете начался флешмоб: люди фотографируются с табличкой «Валютная ипотека – это не цифры, а люди» и рассказывают свои истории. Одна из последних акций закончилась задержанием 17 активистов: флешмоб объявили несанкционированным митингом. Тогда более 2 тыс. заемщиков выстроились по обеим сторонам 1-й Тверской-Ямской улицы с плакатами «Нет АИЖК».
За этой аббревиатурой скрывается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Этой правительственной структуре было доверено решать проблемы держателей валютной ипотеки. «АИЖК поручили решать вопросы с теми семьями, которые попали в трудную жизненную ситуацию и не могут в текущий момент расплачиваться по ипотечным кредитам», – заявила первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. Заемщики же опасаются, что АИЖК проблемы не решит. Как говорится на страничке Всероссийского движения валютных заемщиков в соцсети, люди уже сталкивались с такого рода трудностями после кризиса 2008 года.
23 января Центральный банк России опубликовал письмо за подписью председателя Эльвиры Набиуллиной, в котором рекомендовал банкам рассмотреть вопрос о реструктуризации валютных ипотечных кредитов, взятых до 1 января 2015 года. При переводе кредитов в рубли рекомендуется использовать курс на 1 октября 2014 года. Для доллара, например, он составляет 39,4 рубля. Ставки должны быть соизмеримы с рублевой ипотекой.
Банки письму не вняли. Старший вице-президент ВТБ 24 Андрей Осипов заявил, что реструктурировать по предложенному ЦБ курсу – невыгодно и банк не хочет терять 10 млрд. рублей. «Банки должны сами определять льготный курс для реструктуризации ипотеки на приемлемых условиях для всех сторон», – заявил директор департамента ипотечного кредитования Банка Москвы Георгий Тер-Аристокесянц.
Условия ЦБ не устраивают и заемщиков. «Центральный банк предложил реструктуризацию по льготному курсу, но по текущей ставке. Она сегодня составляет от 17% до 25% годовых. Это ничем не поможет заемщикам», – заметил в разговоре с «НИ» депутат Госдумы Андрей Крутов.
Именно на его законопроект, внесенный 16 января, сейчас надеются держатели валютной ипотеки. Если его примут, банкам придется конвертировать остаток долга каждого заемщика в рубли с перерасчетом по курсу на день подписания ипотечного договора. Процентная ставка должна составить 12,2% годовых – средний уровень 2014 года. Законопроект также вводит годовой мораторий на отъем жилья у тех, чьи кредиты подлежат реструктуризации. А все штрафы, пени и неустойки должны быть аннулированы. Государство при этом может понести потери в 20 млрд. рублей.
«Пока законопроект ждет заключения правительства. Насколько мне известно, оппозиционные партии готовы его поддержать. Законопроект не представляет угрозу финансовой стабильности банков», – объяснил г-н Крутов. Еще один депутат Владимир Гутенев предложил мораторий на взыскание задолженности по валютной ипотеке. А депутат Андрей Озеров предложил запретить выдачу валютных кредитов – идею поддержали многие другие депутаты, а также председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
«Законопроект я считаю популизмом. С экономической точки зрения он абсурдный, так как определяет условия бизнес-сделки. Банки тогда вообще перестанут выдавать ипотеку. Требования реструктуризации по курсу на 1 января 2014 года тоже неприемлемы. Это поставит банки на грань банкротства», – заявил «НИ» вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт. Он полагает, что единственным выходом может стать частичное субсидирование издержек заемщиков.
«После 90 дней просрочки по кредиту банки смогут по суду забирать наши квартиры. Людей начнут выгонять на улицу уже с февраля», – высказала свои последние опасения Екатерина Загорулько. Так что уже совсем скоро ситуация может стать критической.