«Увеличить ставку для богатых как пиар-ход было бы правильно. Но дополнительные доходы бюджета будут исчисляться максимум десятками миллиардов рублей — это копейки, что не решит никаких вопросов социальной справедливости», — считает глава управления ФНС Валерий Засько. По его словам, облагать богатых более высокими налогами — это рассуждение, «оторванное от реальности», а основные поступления от уплаты налога на доходы физических лиц приносят граждане с невысокими доходами.
Преимуществом единой ставки Засько назвал низкую административную нагрузку на граждан: за официально трудоустроенных россиян платежи в бюджет производит работодатель, поэтому «большинство даже не обращают на это внимания». При дифференцированной ставке граждане будут вынуждены самостоятельно считать налоги и заполнять декларации. Слабая налоговая дисциплина приведет к массовым доначислениям и штрафам, в которых «ничего хорошего и приятного нет». «Должна расти в целом экономика, зарплаты, доходы, и мы должны побороть теневую экономику, и тогда можно говорить про дифференцированную ставку. Сейчас это неконструктивно», — резюмировал представитель ФНС.
Между тем глава правительства Михаил Мишустин заявил, что вопросы снижения трудовых налогов сейчас рассматриваются, но нужен аккуратный и взвешенный подход. «Что касается вопросов страховых сборов: без сомнения, вопросы, связанные со снижением налогов на труд, рассматриваются. Здесь надо быть аккуратными и взвешивать ситуацию, потому что, как вы понимаете, любое снижение — это дополнительный трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду. И здесь нужно подойти аккуратно», — сказал премьер-министр на встрече с членами Совета Федерации.
Он также пообещал изучить соответствующие предложения сенаторов. «Мы все ваши предложения изучим и поделимся тем, как мы думаем продолжить эту работу, а особенно для субъектов малого предпринимательства», — добавил Мишустин.
Ранее министр финансов Антон Силуанов назвал налоговую нагрузку на труд в стране «запредельной». По его словам, Минфин ищет решения. Однако, по его словам, установление прогрессивной шкалы НДФЛ не рассматривается.
Правительство может вернуться к обсуждению прогрессивной шкалы подоходного налога только после 2024 года. По мнению Силуанова, введение прогрессивного НДФЛ приведет лишь к тому, что граждане с высокими доходами начнут искать обходные пути, вплоть до вывода денег из страны. Эту точку зрения разделяет и президент России Владимир Путин.
Первым о необходимости отменить НДФЛ для людей с доходами ниже прожиточного минимума заявил президент ВТБ Андрей Костин, сказав, что видит поддержку среди членов администрации президента. Несколько раз о такой возможности говорил министр экономического развития Максим Орешкин, назвав меру «полезной для экономики». Поддержала ее и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, утверждавшая, что в правительстве идет «серьезная дискуссия». А Дмитрий Медведев называл вопрос чувствительным, поскольку льготы для малообеспеченных могут вновь расколоть общество. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что на эту тему «пока нет ни позиции, ни решений».