Авиаперевозчика Utair, которого хотят обанкротить кредиторы, может ждать судьба компании «Трансаэро», переставшей выполнять рейсы из-за процедуры наблюдения. Таким прогнозом поделился финансовый эксперт.
Руководитель практики банкротства и финансовой реструктуризации фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов спрогнозировал компании Utair повторение судьбы «Трансаэро«.
Отметим, что авиакомпания должна банку большую сумму денег. И банк намерен подать иск в суд. Это грозит Utair процедурой наблюдения, так как она обязательна при банкротстве юрлица.
«Обычно во время этой процедуры авиакомпании могут продолжать работу, — цитирует Ura.ru Константинова. – Но в похожей ситуации четыре года назад «Трансаэро» лишили сертификата эксплуатанта».
По словам эксперта, ситуация напоминает ту же, в которой оказалась авиакомпания «Трансаэро».
«У «Трансаэро» регулярно были задержки, отмены, и Росавиация могла использовать это как повод к отзыву сертификата», — говорит Константинов. Впрочем, он допускает мысль о том, что у Utair будет иная ситуация.
Чистые убытки – почти 22 млрд рублей?
Ранее такое же развитие ситуации для Utair было смоделировано в аудиторском заключении компании Ernst and Young. В нём аналитики в цифрах показали наличие «существенной неопределённости в способности группы продолжать свою деятельность».
В частности, в пример эксперты привели тот факт, что у Utair в прошлом году чистые убытки составили почти 22 миллиарда рублей.
Кроме того, указали аналитики и на то, что у компании есть существенная задолженность перед кредиторами, «которую она не сможет погасить без рефинансирования или реструктуризации».
На этом основании аналитики и предполагают, что у авиакомпании могут возникнуть серьёзные проблемы с её дальнейшей деятельностью.
В самой компании подтвердили, что у них действительно чистый убыток в 21,9 млрд рублей. И также уточнили, что «группа приняла решение приостановить выплаты по семилетним кредитам и займам в декабре 2018 года». А всё для того, чтобы избежать перебоев с пассажирскими перевозками.
Кто еще разорился из авиакомпаний за последние несколько лет
Сертификат эксплуатанта — основной документ для авиакомпании, он дает право на совершение полетов. Вопросами сертификации авиакомпаний в России занимается Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
AiRUnion
Осенью 2008 года разорился и прекратил полеты альянс российских региональных авиакомпаний AiRUnion. Он был образован в 2004 году и был вторым по величине перевозчиком страны после «Аэрофлота». По состоянию на сентябрь 2008 года долги альянса за авиатопливо и наземные услуги превышали 800 млн долларов США.
Из-за прекращения полетов в аэропортах «застряли» несколько тысяч пассажиров осенью 2008 г. — зимой 2009 г.
«КД Авиа»
1 сентября 2009 года прекратил продажу билетов на свои рейсы авиаперевозчик «КД Авиа», который базировался в калининградском аэропорту Храброво и осуществлял рейсы из центральных регионов России в Европу с посадкой в Калининграде.
14 сентября был аннулирован сертификат эксплуатанта, около 7 тыс. пассажиров были перевезены другими авиакомпаниями.
«Москва»
17 января 2011 года прекратила полеты авиакомпания «Москва», которая была официальным авиаперевозчиком столичного правительства. Из-за прекращения финансирования своей деятельности городом и снижения числа чартерных пассажиров «Москва» была передана в управление компании Utair.
«Континент»
29 июля 2011 году приостановила деятельность авиакомпания «Континент», в тот же день ее сертификат эксплуатанта был аннулирован. Весной 2011 г. из-за роста цен на авиакеросин у компании возникла задолженность (порядка 400 млн руб.), из-за чего начались задержки и отмены рейсов. В июне 2012 г. перевозчик был признан банкротом.
SkyExpress
1 ноября 2011 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта Sky Express — первой российской авиакомпании-лоукостера. Решение регулятора было принято в связи с ухудшением производственных показателей и финансово-экономического состояния компании.
«Добролет»
18 ноября 2014 года лишилась сертификата эксплуатанта дочерняя авиакомпания «Аэрофлота» — «Добролет». Так как компания стала одним из основных авиаперевозчиков в Крым, против нее были введены санкции США, сделавшие невозможным обслуживание самолетов. К тому времени уже было известно, что «Аэрофлот» создаст новую дочернюю авиакомпанию-лоукостер под брендом «Победа», которой достанется весь авиапарк «Добролета».
«Трансаэро»
21 октября 2015 года Росавиация своим приказом аннулировала действие сертификата эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро», которая входила в пятерку крупнейших российских авиаперевозчиков с 26 октября 2015 г. Причинами были названы выявленные проверкой недостатки, а также ухудшение основных производственных показателей и финансово-экономического состояния деятельности эксплуатанта, влиявшие на безопасность полетов и права потребителей. В 2017 г. «Трансаэро» была признана банкротом.
«ВИМ-Авиа»
30 октября 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил журналистам, что сертификат эксплуатанта авиакомпании «ВИМ-Авиа» приостановлен и может быть аннулирован. Авиакомпания прекратила свои полеты 8 октября 2017 года. Из-за накопившейся задолженности ее самолеты отказались обслуживать в Домодедове и ряде других аэропортов. В сентябре — октябре 2017 года более 22 тыс. пассажиров «ВИМ-Авиа» были перевезены другими авиакомпаниями, в том числе иностранными. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту преднамеренного банкротства авиакомпании.