Их увеличение обнаруживается в банковских сбережениях
Росстат фиксирует торможение годовой динамики реальных зарплат и частного потребления в апреле 2019 года, несмотря на улучшение оценки роста первого показателя в марте с нуля до 2,3%. Такие результаты наблюдались на фоне ухудшения оценки гражданами их финансового благосостояния, снижения спроса на рабочую силу, увеличения частного кредитования и банковских вкладов физических лиц. С учетом сезонности динамика розничного потребления не меняется с июня 2018 года, а реальных зарплат — перешла от положительной к отрицательной стагнации.
В апрельской сводке макроэкономической статистики Росстата обнаруживается существенный пересмотр оценки реальных зарплат в марте 2019 года: темп их годового прироста был повышен с нулевого до 2,3% (номинальная зарплата в госсекторе выросла на 7,2% против 4,4%, по предыдущей оценке, а в частном — на 7,7% против 5,2% соответственно). В Росстате отмечали, что оперативный показатель реальной зарплаты — всегда оценка. Столь заметные пересмотры ее динамики были и ранее, «раз восемь, так как данные от многих компаний, а также малого бизнеса, приходят с задержкой в месяц», уточняет Игорь Поляков из ЦМАКП. В апреле же годовые темпы роста реальной зарплаты оцениваются в 1,6%, что указывает на ее заметное замедление. По расчетам ЦМАКП, с учетом сезонности, реальные зарплаты за апрель сократились на 0,3%, против плюс 0,1% в среднем за месяц в первом квартале.
Вместе с этим годовые темпы роста розничной торговли в апреле замедлились до 1,2% с 1,6% в марте и 1,8% в первом квартале, главным образом благодаря резкому торможению динамики потребления продовольствия. Так как реальные располагаемые доходы граждан продолжили падать (господин Поляков считает, что пересмотр данных о зарплатах в апреле снизил темп падения реальных располагаемых доходов в апреле незначительно — до 2%). И так как реальные зарплаты стали расти быстрее потребления, в ЦБ зафиксировали улучшение динамики частных вкладов, в том числе и валютных. Только за апрель чистый объем последних увеличился на $0,5 млрд, подсчитали в ЦМАКП. По данным ЦБ, с учетом валютной переоценки, на фоне роста ставок, за апрель вклады физлиц выросли на 2,2%, что оказалось максимумом за последние два года (не считая декабрьских показателей).
Финансировать текущее потребление большей части граждан (сбережения, по оценкам ЦБ, есть лишь у трети населения) позволял по-прежнему двукратный рост банковского кредитования. «В феврале—апреле текущего года заметно выросла доля респондентов, использующих кредиты или сбережения для финансирования текущего потребления»,— отмечалось в апрельском исследовании инфляционных ожиданий ФОМ (.pdf), по запросу ЦБ. В апреле в годовом выражении, с учетом валютной переоценки, объем ссуд, выданных гражданам, увеличился на 23,8% (23,5% в марте), а за месяц вырос на 2% (максимум с начала года). Впрочем, Дмитрий Долгин из ING убежден, что динамика розничного кредитования, вероятнее всего, достигла пика — «особенно на фоне попыток ЦБ охладить этот рынок». С ним соглашается Дмитрий Полевой из РФПИ, ожидая, в том числе по этой причине, слабой динамики потребления до конца 2019 года.
В Минэкономики отмечают, что численность занятого населения с исключением сезонности снижается (в апреле — на 70,5 тыс. человек), а число безработных увеличилось на 46,3 тыс. человек. «Назрела фаза влияния на рынок труда снижения численности населения в трудоспособном возрасте,— говорит Игорь Поляков.— Несмотря на пенсионную реформу, четыре месяца сокращается число занятых и спрос на рабочую силу, несмотря на наличие рабочих мест. Пока непонятно, насколько это глубокий тренд».