Пошли по кривой. Почему зарплаты в России падают раньше, чем в Европе

В развитых странах заработная плата граждан монотонно растет до наступления пенсионного возраста. В России ее пик приходится на 35-40 лет. Почему так происходит?

зарплаты в России
Между возрастом человека и оплатой его труда существует связь, которую ученые называют профилем заработной платы работника в зависимости от возраста. И в России этот показатель ведет себя совсем не так, как в развитых странах. К таким выводам пришел в своем исследовании Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ. В четверг 16 мая он представил результаты своей работы на научном семинаре в НИУ ВШЭ.

Профиль заработной платы работника в зависимости от возраста — показатель, который характеризует накопление и использование человеческого капитала в обществе, пояснил Гимпельсон. И по нему видно, что в развитых странах заработная плата граждан монотонно растет до наступления пенсионного возраста. При этом в самых богатых странах рост зарплаты идёт резко — самый быстрый рост заработка происходит после окончания формального обучения. Затем ближе к пенсионному возрасту достигается пик в размере заработной платы. В странах более бедных зарплата растет по пологой кривой, более равномерно в течение жизни человека.

профиль заработной платы в зависимости от возраста
Рис.1 Профиль заработной платы в зависимости от возраста, страны ОЭСР (прерывистая линия — профиль зарплаты с учетом пола, общего опыта на рынке труда, продолжительности обучения, навыка работы с текстовой информацией, типа контракта, наличия неполной занятости, сплошная — без учета этих показателей). Источник: препринт статьи В.И. Гимпельсона «Возраст, производительность, заработная плата»

В России ситуация принципиально иная. Заработная плата россиян резко растет, если граждане получили высшее образование, но пик достигается заметно раньше, чем в развитых экономиках – примерно в 35-40 лет, после чего зарплата начинает падать, рассказал Гимпельсон. Учёные заметили эту особенность 10 лет назад, проанализировав данные по зарплатам россиян, собранные Росстатом среди 800 000 россиян в 2005 году. «Нас тогда очень удивил ранний пик и очень резкое снижение зарплаты. Тогда мы предположили, что это было связано с шоком на рынке в условиях переходной экономики», — рассказал Гимпельсон.

Однако исследователи проверили эти данные, использовав и другие методы расчета, и другие выборки, но результат оказывался все тем же – в России заработные платы начинают снижаться аномально рано, если проводить сравнение с ростом зарплат в развитых странах.

изменение заработной платы с возрастом в России
Рис.2 Изменение заработной платы с возрастом в России, выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах, 2015 г., %

Человеческие закономерности

Точного ответа на вопрос, почему зарплаты в России так себя ведут, у ученых нет. Но есть предположения.

Ответ может содержаться в теории человеческого капитала. Согласно этой теории, человеческий капитал состоит из нескольких компонентов, например, качества и запаса образования, отдачи на опыт, когнитивных и некогнитивных навыков, которые могут влиять на уровень зарплаты человека. Гимпельсон посмотрел, как некоторые из этих компонентов изменяются в течение жизни человека, и пришел к выводу, что эти изменения во многом похожи на то, как меняется профиль заработной платы в зависимости от возраста в России, но не в Европе. «Все компоненты человеческого капитала, которые мы можем вытащить, они укладываются в паттерн раннего пика и последующего снижения. И я не вижу никаких факторов на стороне человеческого капитала, которые бы действовали в обратном направлении», — делает вывод ученый.

Так, например, отдача от образования растет как раз до 40 лет, а затем замедляется. Еще один аспект – это развитие интеллектуальных способностей. Как рассказал Гимпельсон, психологи выделяют два типа интеллекта – кристаллизованный и флюидный. Флюидный, гибкий интеллект – это открытость новому, способность обучаться, а кристаллизованный интеллект связан с сильной памятью и умением выполнять рутинные задачи. И для флюидного интеллекта характерен очень ранний пик в развитии и затем резкий спад, а для кристаллизованного – наоборот, планомерный рост в течение жизни. Похожий путь развития имеют и некоторые некогнитивные способности человека, которые могут влиять на заработок. Это, например, открытость новому опыту и добросовестность. Открытость человека с возрастом снижается, а добросовестность остается более-менее стабильной в течение жизни.

Национальные особенности

Представленные факты объясняют поведение зарплат в России, но не дают понять, почему зарплаты в Европе ведут себя иначе. По мнению ученых, эту нестыковку могут объяснить особенности развития рынка труда в России.

Так, в Европе существуют институты, которые поддерживают уровень зарплат граждан, например, жесткие трудовые контракты и работающие профсоюзы. В России же таких институтов нет. По словам Гимпельсона, на бумаге российский рынок жестко зарегулирован, но де-факто — это спотовый рынок, где зарплата человека формируется пропорционально тому, сколько он произвел. «Это странно произносить, потому что в научной литературе принято считать, что это не спотовый рынок. Но де-факто — это спотовый рынок, за исключением отдельных отраслей. На спотовом рынке зарплаты формируется так: сколько человек сделал, столько и получил за это», — пояснил Гимпельсон.

Чтобы заработная плата оставалась стабильной в течение жизни, нужен жесткий контракт, никаких переменных компонентов в зарплате, никаких надбавок. «А у нас — это универсальная вещь. И она разрывает связь между тем, что такое человеческий капитал, и его оплатой», — считает Гимпельсон.

Кроме того, в России по сравнению с Европой не развита система обучения или переобучения на работе. «В России доля прошедших хоть какое-то переобучение в течение года начинается с 25%-27% в младших возрастах и заканчивается ничем в старших. А если отсюда убрать бюджетников и обучение охране труда, то практически ничего не остается», — рассказал Гимпельсон. В это же время в Скандинавии и в Германии, по данным Европейского социального обследования (ESS), в возрасте 50 лет примерно 60% граждан ежегодно проходят обучение, что помогает поддерживать качество человеческого капитала на более высоком уровне.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика