В августе 2018 года жителям России не стоит ждать горящих путевок в Турцию: стоимость туров, напротив, вырастет на 10% по сравнению с августом прошлого года. Что стало причиной подорожания и почему при бронировании гражданам нужно проявлять осторожность?
Телеканал «Царьград» уже сообщал о проблемах с турпутевками этим летом. Между тем настоящий пик продаж пришелся на август – многие не хотели покидать страну во время чемпионата мира по футболу. Трудно обвинить туроператоров в том, что они воспользовались ростом спроса и взвинтили цены. В конце концов, их риски тоже возросли.
Спрос рождает предложение
Как сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР), спрос на путевки после ЧМ-2018 резко вырос, при этом в августе и сентябре не ожидается его замедления. Эксперты предсказывали увеличение объемов продаж в этот период на 15-25%.
Исполнительный директор «Интуриста» Сергей Толчин справедливо заметил, что уже сейчас продажи туров в Турцию набрали обороты и идут гораздо лучше, чем в июне. По его словам, ряд игроков рынка приняли во внимание «фактор ЧМ» и скорректировали полетные программы, перераспределив их на август-сентябрь. «Интурист», по его словам, в этот период вообще ожидает рекордного роста продаж путевок в Анталью и привязанные к аэропорту Даламан курорты.
С этой оценкой согласились в ANEX Tour, PEGAS Touristik, TUI Россия. Представители последнего оператора отметили, что уже сейчас в отелях, с которыми сотрудничает компания, заканчиваются места – так сильно выросли продажи.
Уровень продаж действительно является основным показателем качества работы туроператоров. При таком резком росте игроки туристического рынка, разумеется, не остались внакладе. Почти все они, по данным АТОР, заявляют о крайне успешной продаже туров в Турцию. Туроператор «Библио-Глобус», например, и вовсе столкнулся с ростом спроса путевок на турецкие курорты на 55% в сравнении с показателями лета прошлого года. Таким образом, продажи на конец августа и сентябрь благодаря раннему бронированию превысили прошлогодние на 20-100%.
ANEX Tour сообщает о реализации уже 60% от всего запланированного объема на бархатный сезон в Турцию, в PEGAS Touristik ожидают, что продажи на 25% превысят показатели прошлого года. При этом операторы не видят снижения продаж из-за ослабления курса рубля. Они полагают, что на самом отдыхе в Турции валютный фактор скажется мало, зато он способен серьезно ударить по спросу на дальнемагистральные перелеты для зимнего пляжного отдыха.
Горящих путевок не будет?
Еще в 2017 году АТОР анонсировала исчезновение горящих туров.
Телеканал «Царьград» также предупреждал, что экономическая конъюнктура 2018 года, инфляционные риски из-за анонсированного увеличения налогов и уже состоявшегося роста цен на топливо в конечном счете ударят по потребителям. В АТОР с помпой сообщили о росте спроса, небывалых продажах, однако вынуждены были признать, что реализация всех путевок уже осуществляется по более высокой цене.
Авиакомпании также не скрывают, что вынуждены наращивать стоимость билетов из-за роста цен на авиационное топливо, а значит, туристические пакеты становятся дороже. Эксперты тогда предупреждали, что рост суммарной стоимости отдыха может составить до 10%. Данный прогноз совершенно точно совпал с реальной ситуацией, которую теперь констатировали и в АТОР.
Там отметили, что бурный рост спроса отменил необходимость выставлять в бархатный сезон горящие туры в Турцию, да и скидки делать все сложнее. Турецкие власти отказались субсидировать авиакомпаниям затраты на топливо. А вот обрушение турецкой лиры, скорее всего, на ситуацию не повлияет – туристический рынок привык мыслить в долларах.
Если учесть, что ряд туроператоров оптимизирует перевозку как раз на август и осень, то горения Турции в период бархатного сезона, скорее всего, не будет, и цены в целом окажутся выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Это даже если не учитывать валютный скачок: в этом году значительно дороже топливо, меньше размер субсидий для туроператоров, меньше спецпредложений от отелей,
– сказал Сергей Толчин.
Турецкие субсидии играли не последнюю роль в формировании стоимости путевок. Сейчас на одного туриста приходится субсидия в 10-15 долларов, тогда как в 2017 году ее размер составлял 35-40 долларов. АТОР также сообщает, что кабмин Турции принял решение не субсидировать в августе туроператорам перелеты с участием менее 150 пассажиров.
Есть и еще один фактор, который скажется на горящих турах. Уже сейчас возможны затруднения при бронировании отелей в Турции на 20-е числа августа из-за празднования Курбан-Байрама. В ряде отелей попросту остановлены продажи мест до конца сентября или даже начала октября. Вместе с тем туроператоры обещают в сентябре произвести сезонное снижение цен. Сейчас сентябрьский тур в Турцию на 7 ночей в трехзвездочный отель «все включено» на двух взрослых и ребенка из Москвы будет стоить около 50-55 тыс. рублей, добавляют в АТОР.
Все-таки топливо
Как рассказал в интервью Царьграду специалист в сфере авиаперелетов и деятельности авиакомпаний, директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак, основой подорожания путевок являются расходы на авиатопливо. И фактор этот, по его мнению, еще не раскрылся перед туроператорами целиком.
Билеты абсолютно точно подорожают на 10%. И все остальное, с этим связанное, подорожает пропорционально падению курса рубля. В реальном исчислении все может подорожать и больше, чем на 10%,
– отметил Рыбак.
Он добавил, что в свете недавних банкротств туроператоров сложно сказать, кто из них сможет выжить осенью, поэтому потребителям нужно проявлять осторожность при бронировании путевок в бархатный сезон и далее, на зимний пляжный период.
Я думаю, что осенью будут очередные банкротства, потому что они не справятся с обязательствами. Они продавали эти путевки по одной цене, ничего не оплачивали, а сейчас реально им придется платить больше. И, скорее всего, у них денег не будет. Это касается и чартерных перелетов, и гостиниц,
– сказал эксперт.
Таким образом, население столкнется не только с отсутствием горящих путевок в Турцию, но и, скорее всего, даже с более серьезным подорожанием вообще всех туров, чем это видят сейчас в АТОР. При этом раннее бронирование по привлекательной цене, к сожалению, не будет означать, что вы действительно полетите туда, куда хотите.
Приводя статистику по небывалому росту продаж туров и ожиданиям операторов от роста прибыли, АТОР словно упускает из виду не слишком радужные перспективы для авиаперевозчиков в части финансового давления, которое они начнут закладывать в стоимость билетов. И все эти расходы неизбежно лягут на операторов, а потом и на потребителей.
И хорошо, если все ограничится именно этим. Потому что повышается и риск повторения неприятных ситуаций с застрявшими в зарубежных аэропортах туристами из России, которые оказались в ловушке из-за невыполнения операторами своих обязательств.