Большой друг экс-мэра Москвы Юрия Лужкова Тельман Исмаилов умеет хорошо прятать имущество от кредиторов. Но продавать его, а тем более управлять им, он, похоже, так и не научился. Поэтому перспектива кредиторов получить с некогда могущественного бенефициара Черкизовского рынка хоть что-то выглядит весьма призрачно.
Деньги в ПИФе
В январе этого года Арбитражный суд Москвы наложил запрет на операции со зданием московского бизнес-центра компании «Бизнес-клуб «Тропикано», входившего в группу АСТ — империю Тельмана Исмаилова. Сейчас бизнес-центр находится на «ничейной территории» — его пытается взять под контроль конкурсный управляющий Евгений Пименов, назначенный по иску БМ-Банка о банкротстве «Тропикано».
Евгений Пименов считает, что «Тропикано» лишился бизнес-центра в результате нехитрой схемы. В 2013 году компания поменяла здание на паи закрытого паевого инвестиционного фонда, подконтрольного «Новым технологиям управления». «Новые» технологии управления позволили вывести паи ПИФа в неизвестном направлении, и теперь у «Тропикано» нет ни здания стоимостью 1 млрд рублей, ни паев.
Схема была реализована в период «внесудебных» разбирательств с Тельманом Исмаиловым, запущенных после отставки в 2010 году мэра Москвы Юрия Лужкова, у которого с бизнесменом «сложились хорошие отношения».
В течение 2011 года группа ВТБ сумела установить контроль над Банком Москвы — главной финансовой копилкой московских властей, и приступила к внимательному изучению структуры теневой финансовой империи и переговорам со всеми заинтересованными лицами. А сам Тельман Исмаилов, судя по всему, не терял времени даром и спасал свои активы всеми возможными способами.
Период внесудебных разбирательства закончился в ноябре 2015 года, когда от имени Банка Москвы был подан иск о банкротстве Тельмана Исмаилова, который получил максимальное освещение в СМИ, включая центральные ТВ каналы.
Но победные реляции ВТБ на поверку оказались заурядным информационным шумом. Банкротство БК «Тропикано» (реальный актив Исмаилова) Банк Москвы начал лишь в 2016 году, и к этому времени некогда один из лидеров столичного кредитного рынка превратился в виртуальное учреждение, представленное в Москве одним центральным и одним дополнительным офисами и названием БМ-банк. Вся эта конструкция необходима для ведения исковой работы. Спустя два с половиной года после подачи иска конкурсный управляющий не теряет надежды вернуть бизнес-центр. Правда, сумеет ли он его потом продать — это большой вопрос.
Желающих покуситься на имущество Исмаилова нет
В ноябре 2017 года (опять таки с большой помпой) все СМИ сообщили о готовящейся распродаже имущества ООО «Руслайн 2000», заложенного по кредитам, выданным банку Москвы. На этот раз оно оказалось в руках управляющих. В списке выставленного на торги имущества фигурировали весьма выдающиеся активы: панно «Снежинка», композиция «Олененок», шестиметровая елка, снегоуборочная машина и даже груша для бокса.
Все эти товары шли в комплекте с торговым комплексом на 20 900 кв. м на Измайловском шоссе и его не самыми плохими арендаторами – торговыми сетями «Перекресток», «Детский мир» и Gloria Jeans. Общая стоимость всего имущества оценивалась в 1.8 млрд рублей. Правда, позже аукцион объявлен несостоявшимся, так как ни одной заявки подано не было.
И если проблема найти покупателя на шестиметровую елку вполне очевидна, то чем не понравился собственно торговый центр, можно лишь гадать. Самое простое объяснение: нежелание иметь дело с объектами, принадлежавшими команде Тельмана Исмаилова. Который сам ничего продавать не торопится.
Об этом, в частности, свидетельствует история с попытками выкупить у Исмаилова отель Mardan Palace, построенный девелопером в Анталии. Прошлой осенью отель был закрыт, а Тельман Исмаилов начал искать инвестора для своего проекта, в который он вложил миллиард долларов. Сейчас никто таких денег, конечно, за этот шикарный объект не предлагает: Mardan Palace оценивается на рынке в 400 млн долларов. Исмаилов отказался продать его инвестору из Катара, предлагавшему 600 млн долларов.
Сейчас обсуждается вопрос об аренде отеля управляющей компанией Rixos. Но мало кто на гостиничном рынке верит в этот сценарий: несмотря на свои российские проблемы, Тельман Исмаилов не хочет продавать отель, а хочет найти партнера. Сделать это для такого человека очень трудно — все его партнеры остались в прошлом. Между тем отелю необходим ремонт и реновация. Скорее всего этот сезон он работать не будет, что ухудшит его финансовое положение. Но, похоже, это обстоятельство Тельмана Исмаилова волнует меньше всего, он привык выходить живым из огня, оставляя там незадачливых кредиторов.