Юридическое сообщество все активнее обсуждает предоставление правовых услуг с использованием IT, проводятся конференции по Legaltech, а смарт-контрактами уже сложно кого-то удивить. Но использование теории вероятности как обоснования позиции стороны ни мне, ни опрошенным мною юристам до сих пор не встречалось. Первопроходцем стало Агентство по страхованию вкладов (АСВ), предложившее, по сути, свое ноу-хау для упрощения доказывания в судах.
Оспаривая покупку банком «Енисей» у ООО «ЦЗ Инвест» кредитного портфеля, АСВ решило не проверять каждый из договоров, воспользовавшись вместо этого законом больших чисел. Он говорит о том, что если взять большую выборку из массива чего-то, то среднее значение (характеристики) этой выборки будет близко среднему значению всего массива, и чем больше выборка, тем точнее будет значение. С помощью этого закона, например, прогнозируют результаты выборов на основе опроса части избирателей.
Вот и АСВ случайным образом выбрало 691 заемщика из 44 тыс. и проверило их кредитные истории. Выяснилось, что эти заемщики действительно брали кредиты в указанных банках, но гораздо раньше и на меньшие суммы, а часть займов уже погашена. Кроме того, номера старых кредитных договоров частично совпадали с номерами договоров, права по которым купил банк «Енисей». В итоге АСВ решило, что все проданные «ЦЗ Инвестом» банку кредиты никогда не существовали, распространив итоги анализа части договоров на весь кредитный портфель.
Арбитражный суд Красноярского края поддержал доводы АСВ: «Закон больших чисел, выступая общеизвестным фактом, не подлежит опровержению». Согласилась с этим и апелляция. Но кассация направила дело на новое рассмотрение: процессуальный закон не разрешает применять математические категории к установлению обстоятельств и оценке доказательств, а выводы о фиктивности части договоров нельзя автоматом распространить на все сделки. Кроме того, закон больших чисел не является общеизвестным фактом, отметила кассация. К таким фактам относятся даты и события, известные во всем мире или в стране,— как, например, смерть Сталина или авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Действительно, закон больших чисел говорит лишь о высокой вероятности и не дает стопроцентную гарантию, а АСВ исследовало только 1,5% всех сделок, что вряд ли можно назвать масштабной выборкой. Впрочем, надо признать, что в эпоху big data анализировать данные вручную становится слишком долго, а иногда и невозможно. Законодательство уже начало меняться: Минфин регулирует криптовалюту, ЦБ предъявляет требования к киберрискам. Возможно, стоит задуматься и над внедрением новых технологий в судебный процесс.