Кризис на рынке чартерных перевозок в разгар курортного сезона стал еще одним симптомом недугов отечественной авиации. Предвидеть проблемы, к примеру, «ВИМ-Авиа», которая заявила гораздо больше чартеров, чем могла обслужить, было легко, но этого почему-то не случилось. Для предотвращения такой ситуации в дальнейшем уже предлагаются различные чрезвычайные меры.
В пятницу стало известно, что правительство России рассмотрит возможность субсидирования чартерных туристических перелетов внутри страны. Соответствующие рекомендации разработал комитет по экономической политике Совета Федерации, где полагают, что вложения окупятся в двукратном объеме за счет налогов с прибыли авиакомпаний.
Каким будет вердикт кабмина, пока сказать трудно. В любом случае, повторимся, предложение касается только внутренних перелетов, при этом сами рекомендации были сформулированы еще в середине мая, то есть до того, как грянул чартерный кризис.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), из-за отмены или значительной задержки чартерных рейсов только одной авиакомпании – «ВИМ-Авиа» – в той или иной степени пострадали более 30 тысяч туристов. С 28 мая по 12 июня компания задержала 173 авиарейса (52 регулярных и 121 чартерный) более чем на два часа, а затем была вынуждена отказаться от значительной части чартеров, прежде всего в Болгарию и Турцию.
Замена им быстро нашлась: в болгарский Бургас туристов вызвалась отвезти компания Bulgaria Air, в Анталью – турецкий перевозчик Onur Air. Но уже очень скоро Bulgaria показала тот же уровень эффективности, что и «ВИМ-Авиа». В минувшие выходные около двух сотен российских туристов не могли вылететь из Бургаса в Санкт-Петербург на протяжении суток.
Конечно, то, что болгарские чартеры работают не лучше наших, слабое утешение для тех, кто часами сидел в российских аэропортах, ожидая вылета. Негодуют и представители турбизнеса, их ситуация задела по-своему. «Даже сейчас, когда на отдых не улетели десятки тысяч людей, мы не услышали ни одного извинения от владельца компании Рашида Мурсекаева. До сих пор многие туристы думают, что в задержке их рейсов виноваты турагенты или туроператоры, которым они заплатили за отдых», – пояснил руководитель сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян газете ВЗГЛЯД.
По мнению ряда туроператоров, которое приводит пресс-служба АТОР, сложившаяся ситуация требует кардинального решения вопроса о мере ответственности авиакомпании за срыв своих обязательств перед туристами и перед туроператорами как ее коммерческими партнерами. Некоторые эксперты даже говорят о необходимости формирования чартерными авиаперевозчиками аналогов резервных фондов персональной ответственности, которые существуют у туроператоров. «Ситуация, когда все риски, как юридические, так и финансовые, созданные перевозчиком, де-факто перекладываются на туроператоров, как ответственных за турпродукт, не может не оказывать негативного влияния на рынок», – резюмируют в АТОР.
С этой точкой зрения солидарен глава Ростуризма Олег Сафонов. «Надо обеспечить такие условия, чтобы своевременная отправка туристов к местам отдыха была гарантирована. Нужно усиление контроля рынка авиаперевозок и принятие мер регулятивного характера, которые повысят его стабильность в интересах потребителей», – заявил он в ходе последнего по времени заседания штаба по нормализации обстановки с задержкой рейсов.
Сама авиакомпания «ВИМ-Авиа» объясняет проблемы поздним возвратом самолетов из техобслуживания и «небывало высоким» ростом пассажиропотока, в частности, на курорты Турции, которые в нынешнем летнем сезоне снова открыты для массового отдыха россиян.
Кроме того, утверждается, что есть и общая проблема рынка – отток кадров: российских пилотов активно переманивают иностранные авиакомпании, прежде всего азиатские, суля им более высокие зарплаты.
Однако есть ряд альтернативных версий того, почему слабым звеном чартерной программы оказалась именно «ВИМ-Авиа». Прежде всего, налицо почтенный возраст ее бортов – 19,4 года. В целом ничего критичного в этом нет, но такие самолеты требуют больше времени на обслуживание и предполетную подготовку, чем молодой парк. Учитывая это обстоятельство, тот объем чартерной программы, который заявила компания в преддверии курортного сезона, выглядит наглой попыткой «сорвать банк».
«Это вполне правдоподобная версия, – заявил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, к которому газета ВЗГЛЯД обратилась за комментариями. – Многие компании в летний сезон действительно пытаются урвать побольше и загрузиться по максимуму. Но есть и еще одна версия, которая вытекает из сообщения «ВИМ-Авиа» о том, что три ее самолета вовремя не вернулись с техобслуживания. Редко бывает, когда технические организации задерживают самолет. Если это произошло, то, скорее всего, просто не вовремя пришла оплата за ремонт. После зимы у «ВИМ-Авиа» мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше все просто посыпалось. Эта версия выглядит более предпочтительно еще и потому, что никто из других перевозчиков оперативно не подстраховал «ВИМ-Авиа». Это обычная практика, но, видимо, у «ВИМ-Авиа» и на это денег не было, а в долг возить никто не стал. Похоже, что деньги, полученные от туроператоров, просто ушли на ремонт самолетов, а перекредитоваться у банков не получилось».
Проблема усугубляется тем, что в истории авиакомпании это уже не первый случай, когда она фактически срывает чартерную программу. В 2007 году этот же перевозчик устроил незабываемое завершение отдыха сотням россиян, которые многие часы провели в заграничных аэропортах, дожидаясь, когда за ними прилетит самолет из Москвы. К тому, что чартеры постоянно опаздывают, все уже давно привыкли, но тогда задержки доходили до суток.
Точностью отправления рейсов «ВИМ-Авиа» не отличалась и после этого случая. Например, в прошлом году она заняла предпоследнее место по результатам исследования пунктуальности российских авиакомпаний РИА «Рейтинг», задержав 11,52% рейсов более чем на два часа (лидер рейтинга, для сравнения, имел по этому показателю всего 0,95% рейсов). Учитывая всё это, эксперты склонны винить регулятора рынка – Росавиацию – как минимум в недосмотре.
«Росавиация закрыла глаза, когда давала разрешения на выполнение чартеров «ВИМ-Авиа», – говорит Мкртчян. – То, что этот перевозчик позволяет себе подобные вольности, известно давно, но почему ему каждый раз дают допуски на чартеры? Почему им разрешили летать по 22 маршрутам, а не только по десяти, например, исходя из их технических возможностей? Почему за это до сих пор не понес ответственность ни один чиновник?»
«Такие ситуации порождает безнаказанность, – считает генеральный директор адлерского санатория «Знание» Дмитрий Богданов. – Один раз закрыть авиакомпанию за подобный бардак – и больше никто не рискнет такое делать».
Росавиация имеет полномочия контролировать финансовое состояние авиакомпаний и должна проводить мониторинг в этой сфере, напоминает Гусаров. «Во всяком случае, раньше ежеквартально появлялись рейтинги авиакомпаний, в котором они делились на четыре группы риска, – продолжает авиаэксперт. – Однако после банкротства «Трансаэро» информация об этом рейтинге перестала проникать в открытые источники, и я больше о нем не слышал. Поэтому история с «ВИМ-Авиа» – это основание провести проверку, в состоянии ли компании выполнять взятые на себя обязательства по чартерам и другим летным программам. В первую очередь, это вопрос безопасности полетов. Для этого и существует Росавиация, чтобы комплексно оценить авиакомпанию и ответить, способна ли она выполнить взятые на себя обязательства».
В то же время Гусаров не согласен с идеей создания специального гарантийного фонда для чартерных рейсов, поскольку, по его мнению, это просто несправедливо. «Понятно, что отчисления в такие фонды будут делаться в соответствии с оборотами компаний, и крупные перевозчики будут платить больше, хотя они по определению надежнее. Таким образом, крупные компании будут страховать бизнес мелких и ненадежных. Это напоминает принцип страхования банковских вкладов, но проблема в том, что у авиакомпаний, как правило, нет никаких активов – самолеты находятся в лизинге, а другого серьезного имущества у них нет. Поэтому создавать систему коллективной ответственности, точнее, круговой поруки – это значит паразитировать на бизнесе крупных авиакомпаний. Это лишь будет стимулировать ненадежные компании действовать по принципу: если что, за нас заплатят. Вообще, создать механизмы защиты от финансовых проблем у авиакомпаний невозможно, и какая из них будет следующей, предсказать очень сложно. Авиакомпания может оказаться в сложном положении по самым разным причинам».
Мкртчян также считает, что для недопущения таких эксцессов нужно создавать не какой-то специальный фонд, а просто гарантировать наличие реального, не фиктивного резервного парка самолетов у авиакомпаний, выполняющих чартерные рейсы. «Неплохо бы подумать и о дальнейшем укрупнении авиакомпаний, потому что сейчас минимальный парк – это всего четыре самолета. Как показала практика, это очень мало – должно быть как минимум восемь самолетов, из которых один–два должны стоять в резерве», – говорит Мкртчян.
В то же время глава сети турагентств отмечает еще одну, более фундаментальную проблему, которая создала почву для нынешнего кризиса, – отсутствие полетов в Египет. Чартеры на египетские курорты обеспечивали многим авиакомпаниям круглогодичную загрузку, но после запрета полетов в эту страну на рынке возникла диспропорция: летом на самолеты повышенный спрос, а зимой многие из них стоят на земле, поскольку такие направления, как ОАЭ или Вьетнам, не компенсируют выбывший Египет. Эта точка зрения пересекается с версией о том, что перед началом сезона у «ВИМ-Авиа» просто не хватило денег на ремонт. «В отсутствие Египта не получается полноценная круглогодичная перевозка. Поэтому и пилоты от нас уходят», – резюмирует Мкртчян.