Развод и девичья фамилия: Иван Егоров попросил Роберта Мусина из структур «Ак Барс холдинга»

Расследование «Реального времени»: как в конце 2016 года через виргинский оффшор и новорожденную корпорацию «Тимерхан» команда агроимперии переписывала историю холдинга

иван егоровКак стало известно газете «Реальное время», владельцы «Холдинговой компании «Ак Барс» в конце 2016 года, наблюдая за крушением Татфондбанка, начали спешно менять списки учредителей и схему управления активами агроимперии. Команда Ивана Егорова — рулевого холдинга, управляющего группой промышленных, строительных, сельскохозяйственных, пищевых, транспортных и торговых предприятий Татарстана, «подчистила» бумаги в первую очередь, видимо, для того, чтобы стереть все следы ставшего вдруг «токсичным» Роберта Мусина.

Хлеб «Ак Барсу»

На сайте раскрытия информации 3 апреля появилось сообщение об изменении состава собственников АО «Казанский хлебозавода №3». Как выясняется, теперь контрольный пакет завода принадлежит холдинговой компании «Ак Барс» и близким к ней структурам. Так, холдингу напрямую перешли 33% акций, а еще 24% акций предприятия дружественного ООО «Инвестиции и консалтинг» (подробнее о ней чуть ниже).

Возникает вопрос, а кому же ранее принадлежало предприятие? Согласно годовой отчетности, состав акционеров не раскрывался. В последних списках аффилированных лиц обозначен лишь один акционер — ООО «Интрейдпром» (его 24% акций, как раз и перешли выше упомянутому ООО «Инвестиции и консалтинг»).

Как оказалось, «Интрейдпром» через ЗАО ХК «Золотой колос» принадлежит владельцу банковской группы Татфондбанк Роберту Мусину и Ринату Губайдуллину, бывшему партнеру Роберта Ринатовича. Лишним доказательством близости «Казанского хлебозавода №3» к группе ТФБ можно найти в годовом отчете предприятия за 2015 год, где речь идет о пролонгации договора банковского вклада (депозита) накопительного №718752 от 16. 04. 2014 г. Согласно условиям документа, хлебозавод до 15 января 2016 года оставляет в качестве вклада 300 млн рублей под 10,5% годовых. При этом заводу открывают кредитную линию на те же 300 млн рублей.

Теперь контрольный пакет АО «Казанский хлебозавода №3» принадлежит холдинговой компании «Ак Барс» и близким к ней структурам.

Теперь контрольный пакет АО «Казанский хлебозавода №3» принадлежит холдинговой компании «Ак Барс» и близким к ней структурам. Фото 16.мвд.рф

Как вершки и корешки от «Золотого колоса» достались Мусину и Егорову

Напомним, что появление Роберта Мусина в активах «Ак Барс Холдинга» связано c крушением агроимперии «Золотой колос». В 2010 году произошла ссора между Ринатом Губайдуллиным и Робертом Мусиным, результатом конфликта между двумя друзьями стала атака на «Золотой колос» осенью 2010 году со стороны банка «Ак Барс», возглавляемого все тем же Мусиным.

Агрохолдинг тогда был признан банкротом из-за кредиторской задолженности в 15 млрд рублей, а основные активы компании (около 40 предприятий) отошли холдингу «Ак Барс». В то же время среди миноритариев корешков и вершков ЗК достаточно долго оставался и Роберт Мусин. Все поменялось после краха группы Татфондбанк.

Отметим, что изменение собственников «Казанского хлебозавода №3», как оказалось, — лишь вершина изменений, которые инициировали собственники «Ак Барс Холдинга». Достаточно вспомнить допэмиссию «Казаньзернопродукта», о чем писала газета «Реальное время».

Почему Иван Егоров решил «обелить» структуру собственности агроимперии

Для начала вспомним, как всего за день до закрытия Татфондбанком своих офисов Иван Егоров досрочно погасил все кредитные обязательства между дочкой «Ак Барс Холдинга» «Ак Барс Металл» и Татфондбанком, экстренно получив у «Связь-Банка» 300 млн рублей. Таким образом, Егоров финансово расстался с банковской группой Роберта Мусина, опасаясь, что падение мусинских «доминошек» как-либо затронет и его агрохолдинг. Однако, как выяснила газета «Реальное время», «развод» Егорова с Мусиным начался еще за месяц до этого — как только глава «Ак Барс Холдинга» понял, что с ТФБ в ближайшее время будет покончено.

До последнего времени настоящих бенефициаров структур «Ак Барс Холдинга» найти было нелегко. Схема владельцев крупных компаний всегда очень запутана, и зачастую корнями уходит в один из зарубежных офшоров, растворяясь на берегах благословенных райских островов. Но в ноябре 2016 года владелец «Ак Барс Холдинга» внезапно решил переписать схему собственников и управления компанией с «черновика» на «чистовик» и раскрыть все карты. Выходя под свет софитов кредиторов, банков и регулирующих органов, Иван Егоров раскрыл все карты.

Каким же образом Иван Егоров не только очистил свои структуры от «токсичного» Роберта Мусина, но и «побелил» свою империю? Итак, следите за руками!

Появление Роберта Мусина в активах «Ак Барс Холдинга» связано c крушением агро-империи «Золотой колос»

Появление Роберта Мусина в активах «Ак Барс Холдинга» связано c крушением агро-империи «Золотой колос». Фото Максима Платонова

Как «очищали» «Инвестиции и консалтинг» через сомнительный виргинский офшор

Помните, ООО «Инвестиции и консалтинг», которое мы упоминали в самом начале материале? Как говорил Антон Павлович, если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить. Стреляем.

ООО «Инвестиции и консалтинг» до определенного момента было связано с командой Роберта Мусина. Именно через это ООО Мусин до января 2016 года владел 8,5% акций «Ак Барс» Банка. Позже он продаст свой пакет структурам, близким к «Ак Барс девелопмент» — компании ООО «Компроект». На тот момент пакет акций оценивался в 3,3 млрд рублей. Ранее ООО «Инвестиции и консалтинг» было вообще одним из крупнейших акционеров «Ак Барс» Банка (в 2009 году доля достигала почти 17%). Владельцами ООО через кипрский офшор MONMARTA LIMITED были три физлица. Одного из них точно можно отнести к команде Мусина — это совладелец и гендиректор ООО «УК «Бугорос» Рустем Галиакберов. Другие владельцы офшора — строитель и владелец группы ЧОПов, обслуживающих холдинговую компанию «Ак Барс», Рустем Лихачев и бывший руководитель розницы «Ак Барс Холдинга» Раиль Хуснуллин. Это люди Ивана Егорова. Одним словом, кипрский офшор был совместным предприятием Мусина и Егорова.

По данным «Спарк», с 10 ноября 2016 года учредителем «Инвестиций и консалтинга» вдруг становится офшор с Британских Виргинских островов «Глобал Бизнес Коммерс Лимитед» (уставный капитал 2,16 млрд рублей), зарегистрированный крупным регистратором офшорных компаний «Коммонуэлс Траст Лимитед». Ее клиентами, к примеру, были Дмитрий Фирташ, миллиардер с Украины, и Ольга Шувалова, жена вице-премьера Игоря Шувалова.

Новорожденная корпорация «Тимерхан», предновогодний офшорный аврал и крохотная прибыль «Инвестиций и консалтинга»

Однако «Глобал Бизнес Коммерс Лимитед», как оказалось, был нужен команде «Ак Барс Холдинга» лишь на две недели: с 24 ноября учредителем ООО «Инвестии и консалтинг» становится ООО «Финансовая корпорация «Тимерхан». Сама же ФК «Тимерхан» появилась на горизонте еще 8 ноября, в прямом смысле слова из ниоткуда, с уставным капиталом, равным все тем же 2,16 млрд рублей. Учредил «Тимерхан» выше упомянутый виргинский офшор «Глобал Бизнес Коммерс Лимитед»! И, наконец, под самый Новый год, 30 декабря 2016 года, «Тимерхан» был переоформлен лично на Егорова Ивана Михайловича, главу «Ак Барс Холдинга». В итоге, все то же ООО «Инвестиции и консалтинг» отныне имеет среди своих владельцев как «Глобал Бизнес Коммерс Лимитед» (с 11 ноября 2016 года владеет 50%), так и ООО «Корпорация «Тимерхан» (с 24 ноября 2016 года владеет 50%).

Формальный руководитель «Инвестии и консалтинг» — Фирая Мухаметзянова, основной вид деятельности компании — «оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами». Прибыль ее до офшорных перетрясок составляла: 163 тыс. рублей (2015 год), 401 тыс. рублей (2014), 164 тыс. рублей (2013), 21,2 млн рублей (2012) и 6,5 млн рублей (2011). Фирая Мухаметзянова, кстати, до последнего времени являлась крупнейшим собственником «Корпорации «Лидер»» — земельного банка рухнувшей агроимперии «Золотой колос», активы которого оказались у «Ак Барс Холдинга» — именно вместе с активами «Лидера» Роберт Мусин и оказался среди собственников агроимперии «Ак Барс Холдинга» (об этом подробнее ниже).

Ольга Шувалова, жена вице-премьера Игоря Шувалова

Клиентом «Глобал Бизнес Коммерс Лимитед», к примеру, была Ольга Шувалова, жена вице-премьера Игоря Шувалова. Фото uznayvse.ru

Как Иван Егоров «родил» трех «дочек» и поставил их на царство в «Ак Барс Холдинге»

Вместе с обелением, изменением и появлением «Инвестиций и консалтинга» («ИИК») и «Тимерхана» на свет Божий появились три «дочки» «ИИК»: «Ак Барс-актив», АО «ЗМК» и ООО «ТХП», через которые Иван Егоров и владеет структурами холдинга. С 2017 года именно на «ИИК», а следовательно, официально и непосредственно на Иване Егорове — «висит», так или иначе, весь холдинг.

Во-первых, непосредственно на «ИИК» записан ООО «Авангард» («Цивильский бекон»), который ранее, с 2012 года, был оформлен на «Агро-Актив», в учредителях которого была и основанная Робертом Мусиным структура «Золотого Колоса» — ООО «Интрейдпром». Также на «ИИК» записали АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат», которым руководит сын Егорова Артур. В свою очередь, «Авангард» владеет ООО «Мясной дом Карлингский Плюс».

Во-вторых, на «ИИК» через первую «дочку» — ООО «Ак Барс-Актив» (с июня 2016 года 80% принадлежит «ИИК») — висит ОАО «Азык», управляющее угасающей сетью магазинов «Ак Барс Холдинга» «Пестречинка». «Ак Барс-Актив» принадлежит 72,21% «Пестречинки». Что интересно, до этого «Ак Барс-Актив» был распределен среди трех компаний, основным владельцем являлся «Татсельхозпродукт» (41%). Одним из крупнейших акционеров «Татсельхозпродукта» до сих пор числится Роберт Мусин — ему принадлежит 20%. В числе совладельцев «Татсельхозпродукта» Рафаэль Багаутдинов (15,5%) — исполнительный директор Федерации автомотоспорта РТ, президентом которой является Иван Егоров, все та же Фирая Мухаметзянова (15,5%) и Елена Янова (15,5%). Фамилии Мухаметзяновой, Яновой, Багаутдинова встречаются среди собственников и «Корпорации «Лидер», мусинского земельного банка «Золотого Колоса», вошедшего в состав активов «Ак Барс Холдинга».

Кроме «Пестречинки», самому «Ак Барс-Активу» принадлежит ООО «Ак Барс Пестрецы», ООО «Ак Барс Регион», ООО «Ак Барс Торг-Строй», ООО «Буинский сахар» (последнее, кстати, — бывший актив «Золотого Колоса»), ООО «Зеленодольское транспортное предприятие», ООО «ПФ «Центрокон» (производство строительных металлических конструкций). «Ак Барс-Активу» принадлежит также 62,77% ПАО «Продторг». Всего на «Ак Барс-Актив» записано, так или иначе, 19 предприятий.

В-третьих, через вторую, уже стопроцентную свою «дочку» АО «ЗМК» (директором которого, напомним, сын Ивана Егорова Артур) «ИИК» владеет ООО «Ак Барс Буинск» и ООО «Ак Барс Кайбицы» (что любопытно, полностью зачистить мусинские концы не удалось — 0,3% этого ООО владеет ХК «Золотой Колос»). Компании «Ак Барс Кайбицы» принадлежит, в свою очередь, АПК «Заволжье». Всего «ЗМК» владеет четырьмя предприятиями.

В-четвертых, через третью «дочку» — ООО «ТХП» (99% принадлежит «ИИК») Иван Егоров владеет ООО «Государев Амбар», занимающимся производством муки, и ООО «Пестречинка». «ТХП», в свою очередь, владеет 79,8% ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс», а через сам комплекс владеет ООО «Коммунальный сервис».

И так далее… Таким образом, в общем и целом, непосредственно и через трех своих «дочек» — «ЗМК», «ТХП» и «Ак Барс-Актив» (читай — Ивана Егорова) — «ИИК» владеет 24 предприятиями холдинга.

Как бывший глава ТФБ вообще оказался «внутри» агроимперии Ивана Егорова?

В результате, как по мановению «волшебной палочки» Ивана Егорова, никаких следов Роберта Мусина отныне невооруженным глазом обнаружить не получится.

На «ИИК» записали АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат», которым руководит сын Егорова — Артур.

На «ИИК» записали АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат», которым руководит сын Егорова — Артур. Фото Максима Платонова

А ведь началось все, как обычно, с приватизационной кутерьмы 1990-х годов. В 1993 году Ринат Губайдуллин (ныне — советник генерального директора ЗАО «Агросила групп») основал республиканский Чековый инвестиционный фонд «Золотой колос». На основе «Колоса» и еще двух чековых фондов уже в 1994 году вместе с партнерами (ими стали Роберт Мусин и в меньшей степени Алексей Семин) Губайдуллин основал Татфондбанк. Сам «Золотой Колос» никуда не делся, а впоследствии лишь несколько раз менял название от специализированного фонда приватизации «ЧИФ АПК РТ «Золотой колос» до ОАО «Инвестиционная региональная компания». В 1990-х «Золотой колос» получил контроль над мелкими полуобанкротившимися хозяйствами «и создал из них крупные многоотраслевые сельскохозяйственные предприятия — агрофирмы». Именно последние стали базой для крупной агроимперии нулевых «Золотой колос».

Изначально «Золотой колос» существовал при банке ТФБ (а банк — при нем), затем — в «автономном режиме», с земельным банком в более чем 350 тыс. га, предприятиями по переработке зерна, сахарной свеклы и т.д. В бизнес «Колоса» было инвестировано более 12,5 млрд рублей, а по другим данным (а точнее, по словам Роберта Мусина), только по состоянию в 2007—2008 годах вбухать в агроимперию пришлось до 13 млрд рублей. И это несмотря на то, что сам Мусин, на тот момент глава «Ак Барс» Банка, по его же словам, «с каждым годом все жестче и жестче говорил [Губайдуллину]: ты не будешь приходить в банк и говорить — дай». На деньги ТФБ и «Ак Барс» Банка в том числе «Золотой колос» стал первым вертикально интегрированным агропромышленным холдингом, что, однако, не помогло ему пережить кризис 2008—2009 годов. Тогда «Колос» создал долгов на 20 млрд рублей (или чуть меньше). Впрочем, уже по итогам 2007 года «Колос» оказался убыточным, показав «минус» в размере 1,8 млн рублей.

Первым звоночком стало требование «Ак Барс» Банка в 2010 году досрочно вернуть выданные еще в 2009 году кредиты в размере 3,3 млрд рублей (вместе с процентами и неустойкой). Сыграли ли роль возмущение и обида Мусина, или это было просто решение «эффективного банкира» вытащить себя за волосы из болота, не дав «Золотому колосу» утянуть за собой еще и банки, но пробежавшая кошка между бывшими друзьями и партнерами по бизнесу (и Губайдуллин, и Мусин в разное время возглавляли ТФБ и «Ак Барс» Банк) еще долго давала о себе знать. Кончилось все сначала личным банкротством Губайдуллина, а затем настал черед и Роберта Мусина… Карма!

Сергей Афанасьев, Фаиль Гатауллин
Справка

На момент начала крушения «Золотого колоса» в его группу входили «Бурундуковский элеватор», «Буинский элеватор», Буинский сахарный завод, птицефабрика «Юбилейная», Каратунское хлебоприемное предприятие и ряд хозяйств в Дрожжановском, Кайбицком, Буинском и Тетюшском районах Татарстана. Акционерами, по состоянию на 1 января 2010 года являлись ООО УК «Золотой колос» (51,53% УК), Минземимущества Татарстана (25%), ООО «УК ТатИнк» (15,91%) и ОАО «Фонд «Золотой колос» (7,56%).

Ринат Губайдуллин (слева).

Ринат Губайдуллин (слева). Фото prav.tatar.ru

После крушения «Золотого колоса», оказавшегося колоссом на глиняных ногах, основные его активы за долги получил «Ак Барс Холдинг», к которому отошли «Буинский сахарный завод», «Буинский» и «Бурундуковский» элеваторы и их дочерние агрофирмы. Сумма кредиторской задолженности всех активов превышала 16 млрд руб. Благодаря «золотым активам» (порядка 40 агрофирм) «Ак Барс Холдинг» существенно увеличил свои мощности, его земельный банк приблизился к полумиллиону гектаров.

Немалая часть сегодняшнего земельного банка АБХ — это тот самый земельный банк «Колоса», которым с 2005 году рулили совместно Мусин с Губайдуллиным через компанию ОАО «Земельная корпорация «Лидер». «Лидеру» принадлежало 13,2% всех земель юрлиц РТ, или более 2,3% земель сельхозназначения Татарстана. Изначально порядка 106,5 тыс. га. Удельный вес активов компании приходился на земельные участки (их стоимость оценивали в 2,6 млрд рублей). Помимо этого на балансе имелись и ценные бумаги Татфондбанка — 1,2 млрд рублей. Залоговая стоимость земельных участков, переданных в залог, оценивалась в 7,8 млрд рублей. Пробежавшая между Мусиным и Губайдуллиным «черная кошка», и тут оставила свои следы. Мусин впоследствии обвинил бывшего партнера в том, что тот брал кредиты для отдельных агрофирм, близких его семье. Соответствующие банковские бумаги, подписанные еще в 2008 году, Мусин якобы увидел лишь в 2014 году — при том, что в 2008 году владел 45% «Лидера» (Губайдуллину принадлежало 43,3%). Через активы «Лидера» и остатки «Золотого колоса» Роберт Мусин и оказался в числе бенефициаров «Золотого колоса». В 2013 году именно в качестве акционера холдинга «Ак Барс» Мусин уже проводил атаку на Губайдуллина. К 2015 году активы «Лидера» еще и выросли: в его собственности находились участки площадью 122 тыс. га, в том числе земли сельхозназначения площадью 112,3 тыс. га. Уставный капитал компании составлял 2,6 млрд рублей, чистые активы — 3,72 млрд рублей. Стоимость участков, переданных в залог, составляла уже 8,5 млрд рублей. Ко всему прочему «Лидер» владел до июня 2015 года почти 10% Татфондбанка, однако впоследствии часть акций продал структурам «Нэфиса» (Казанскому МЭЗу), а затем и вовсе вышел из состава акционеров ТФБ.

До краха Татфондбанка 8,8% «Лидера» принадлежали уже знакомым нам Рафаэлю Багаутдинову (до сих пор совладелец «Татсельходпродукта» — ранее входил в «Ак Барс Холдинг»), 16,2% — Фирае Мухаметзяновой (на тот момент владелицы ООО «ХК «Ак Барс-Недвижимость»), 16,2% — Елене Яновой (совладелец «Тимерхана» и «Татсельхозпродукта» — оба входили в структуру «Ак Барс Холдинга»). Еще 6,3% принадлежали ЗАО ХК «Золотой колос». 27,5% — ООО «Ленд-инвест», а именно владеющим им Багаутдинову, Мухаметзяновой и Яновой. И, наконец, 16,5% — самому Татфондбанку.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика