Большинство способов сохранить сбережения слишком рискованны во время кризиса Эля Григорьева
Начало года является хорошим поводом задуматься о том, как распорядиться своими сбережениями, чтобы по прошествии двенадцати месяцев не подсчитывать убытки. «НИ», продолжая свою рубрику «Школа антикризиса», решили выяснить у экспертов, как преумножить или хотя бы сохранить свои капиталы в условиях кризиса. Для этого мы попросили их сравнить между собой различные финансовые инструменты с точки зрения риска и возможности заработать прибыль. Наши собеседники поделились с читателями своим взглядом на происходящее в экономике страны и дали советы, как окончательно не потерять накопления. Речи о получении высокого дохода в текущих условиях, к сожалению, никто не ведет.
В последнее время перед многими россиянами встал вопрос, как защитить свои сбережения от кризиса.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Уже ни для кого не является секретом, что в российской экономике настало время кризиса. Из уст правительственных чиновников звучат заявления, a спад ВВП будет продолжаться не один год, а улучшение ситуации зависит главным образом от динамики мировых цен на нефть. Эксперты соглашаются с тем, что именно валютная выручка является основой формирования бюджета, и у властей нет других способов реагировать на падение нефтяных котировок, кроме как снижать курс рубля к доллару. Однако при таком подходе происходит быстрый разгон инфляции и обесценивание сбережений граждан. Ровно то же самое мы наблюдали в 1991 году – нефть стоила 20 долларов, инфляция составляла порядка 300% годовых. Люди потеряли все свои многолетние накопления во время «павловской реформы», когда из обращения в одночасье были изъяты самые ходовые купюры СССР в 50 и 100 рублей. Единственный в стране Сбербанк при этом выдавал «в одни руки» не более 500 рублей, остальные вклады быстро обесценились, так как в 1992 году инфляция составляла 2600%.
Еще раз подобное событие случилось в 1998 году: нефть тогда опускалась до 10 долларов за баррель, инфляция разогналась до 100%, рубль подешевел к доллару почти в четыре раза, и власти ничего умнее не придумали, кроме как обменять рубли по курсу 1 к 1000.
И вот теперь Россия в третий раз после распада СССР столкнулась с падением нефтяных цен. Казалось бы, после двух предыдущих потрясений власти должны были выработать иммунитет к такого рода событиям, ведь Россия не контролирует цены на нефть, в то же время напрямую от них зависит. Но нет, кризисы ничему не научили правящие круги, и мы движемся в ту же пропасть, что и раньше.
Очевидно, что рассчитывать на власть в России бессмысленно: спасение утопающих, что называется, дело рук самих утопающих. В этой связи «НИ» попытались выяснить у экспертов, что же можно сделать для сохранения накоплений, когда деньги стремительно дешевеют?
По мнению доцента РАНХиГС Александра Аршавского, сейчас на финансовых рынках страны царит полная неопределенность, связанная с девальвацией рубля. В такой ситуации вложения в любые финансовые инструменты особенно рискованны и гарантированного способа получения дохода в большинстве случаев нет. «Если речь идет о коротком сроке инвестиций – месяц или два, то о бирже думать не стоит, а вот на период от года и больше я бы рискнул вложиться в акции», – пояснил он. Причем человек, обладающий экономическими знаниями и способный сам выбрать инвестиционно выгодные бумаги, может это сделать напрямую, а остальным эксперт рекомендует обращаться в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), где за них это сделают профессиональные инвесторы. «Для тех, кто не боится рисков и сильно хочет заработать, я бы советовал ПИФы, работающие на американском фондовом рынке. Там никакого перегрева нет, значит, можно получить высокую доходность», – считает г-н Аршавский. Что касается покупки золотых слитков и вложений в обезличенные металлические счета (ОМС), то здесь нельзя получить высокую доходность, так как цена на золото топчется на месте и никто не ждет роста котировок. К тому же доходы по таким инструментам облагаются налогами и не застрахованы.
По словам Александра Аршавского, когда нефть так быстро дешевеет, наиболее прибыльными представляются вложения в дорожающую валюту. Однако здесь существуют высокие риски того, что цена на нефть в любой момент может пойти вверх, и тогда валютные сбережения начнут обесцениваться. Наиболее надежным способом сохранения сбережений эксперт считает банковские депозиты. «Перед Новым годом банки предлагали ставки свыше 20% годовых. Это выгодно, особенно с учетом того, что инвестору не надо прикладывать никаких усилий. Следует только помнить, что в одном банке нельзя размещать более 1,4 млн. рублей (размер гарантированных страховых выплат), так как в случае его банкротства клиент не сможет вернуть свои деньги», – полагает он.
В то же время, по мнению профессора Российской экономической школы (РЭШ), директора программы «Мастер финансов» Алексея Горяева, и здесь сейчас существуют определенные риски. «Возврат вкладов гарантируется не отдельными банками, а государственной системой страхования вкладов», – пояснил он. При этом не секрет, что за последнее время многие банки обанкротились и Агентство страхования вкладов (АСВ) вынуждено было потратить большие суммы на выплату возмещения вкладчикам этих банков, поэтому сейчас размер фонда АСВ резко сократился. Тем не менее государственная система страхования вкладов продолжает действовать, и в крайнем случае ЦБ обещал помочь АСВ возместить потери вкладчикам обанкротившихся банков. «Если у нас не будет широкомасштабного банковского кризиса, то деньги на депозите не пропадут. Это инструмент получения невысокого, но надежного дохода», – полагает эксперт.
Что касается других финансовых инструментов, то здесь г-н Горяев советует четко различать цель вложений. «Если речь идет о сбережениях, когда деньги вам могут понадобиться уже завтра, через месяц или через год, то необходимо минимизировать риски. Торговля на фондовом и валютном рынках для таких целей не подходит. Не стоит рассматривать и ПИФы, так как по сути это те же вложения в акции и облигации», – пояснил он.
Если же речь идет об инвестициях, то есть о желании приумножить свой капитал, то можно сделать ставку и на более рискованные инструменты. Однако подобные инвестиции можно делать только в том случае, если у человека есть деньги на текущие расходы и резерв на «черный день».
По мнению эксперта, сейчас цель вложений должна заключаться прежде всего в защите капитала от инфляции, которая будет расти. Для этого подходят фондовый рынок, ПИФы, недвижимость, ОМС. Но риски при этом как никогда высоки, поэтому вкладывать в эти инструменты имеет смысл только на долгосрочную перспективу, то есть на период от двух лет и выше. «Отмечу особо, что дохода вам никто не гарантирует и необходимо очень хорошо разбираться в тех рынках, куда вы вкладываете деньги. Даже если что-то ранее приносило высокий доход (например, золото или недвижимость), сейчас это может упасть в цене», – подчеркнул эксперт.
О сложностях инвестиций в рынок недвижимости во время кризиса в беседе с «НИ» рассказал вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев. По его словам, цены на квартиры сейчас снижаются в связи с общим экономическим спадом в стране и сокращением платежеспособного спроса. «Если текущая ключевая ставка ЦБ в размере 17,5% сохранится в первом квартале, то спрос на квартиры, обеспеченный прежде всего ипотечными кредитами, упадет, и это приведет к коррекции цен на недвижимость», – пояснил он. На московском рынке это выльется в то, что объем выданной ипотеки сократится в десятки раз, что приведет к двукратному падению спроса. В прошлом году цены на квартиры в Москве хоть и выросли на 10% в рублевом эквиваленте, но в валюте они снизились на все 40%, отмечает эксперт.
Проанализировав все мнения опрошенных экспертов, можно констатировать, что вложения в недвижимость являются менее рискованными, но в то же время приносящими стабильный доход. Но такой инструмент доступен не всем. Для вхождения на этот рынок требуется капитал, исчисляемый суммами со множеством нулей. К примеру, в Москве для этого потребуется не менее 6–7 млн. рублей – такова нынче стоимость скромной однокомнатной квартиры.