Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU — Госдума на заседании во вторник приняла во втором и третьем чтении закон, направленный на совершенствование правового регулирования процедур финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций.
Кроме того, документ касается дифференциации банковских взносов в Фонд страхования вкладов. Закон устанавливает постоянно действующий порядок проведения таких процедур, а также консолидируют законодательные нормы, регулирующие процедуры банкротства кредитных организаций.
Так, предусмотрено право государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» принять участие в предупреждении банкротства банка путем оказания финансовой помощи банку или лицам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка, а также путем финансовой помощи в виде взноса в уставный капитал банка средств АСВ. Такие изменения будут внесены в закон «О несостоятельности (банкротстве)».
В связи с объединением законодательных актов, регулирующих вопросы банкротства кредитных организаций в законе «О несостоятельности (банкротстве)», законы «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (закон от 25 февраля 1999 года) и «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» подлежат признанию утратившими силу.
«Документ направлен на придание постоянного статуса законам, которые были разработаны в 2008 и 2009 годах и носили временный характер, по санации банков и по обеспечению требований к тем банкам, которые имеют право выдавать налоговые гарантии», — сообщил ранее на заседании комитета Госдумы по собственности замминистра финансов Алексей Моисеев.
Также в законе о несостоятельности детализируются положения о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию. В частности, заявление о привлечении руководителей кредитной организации к такой ответственности может быть подано не позднее трех лет со дня признания ее банкротом. В том случае, если этот срок был пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен судом. Лица, привлеченные к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации, не вправе приобретать акции иной кредитной организации в размере более 5% ее уставного капитала. Кроме того, закон повышает с трех до пяти лет срок, в течение которого лица, привлекаемые к ответственности в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)», не вправе занимать должности руководителей кредитных организаций.
Кроме того, в законе о страховании вкладов физических лиц определен порядок дифференциации банковских взносов в Фонд страхования вкладов, который будет зависеть от ставки по вкладу. Сейчас ставка отчислений едина для всех банков и составляет 0,1% от объема вкладов в квартал.
Закон также устанавливает базовую ставку взносов в ФСВ на уровне не более 0,15%, дополнительную,- для банков, завышающих ставки на 2-3 процентных пункта от средней ставки ЦБ, и повышенную дополнительную — для игроков, депозиты в которых дороже среднего значения ЦБ более чем на 3 п.п. Дополнительная ставка устанавливается на уровне не более 50% базовой, повышенная дополнительная — не более 500%.
При этом банку придется платить дополнительные отчисления в ФСВ, если он в течение квартала привлек хотя бы один вклад по ставке, превышающей на 2 п.п. базовую доходность.
ЦБ РФ будет определять базовый уровень доходности вкладов отдельно по вкладам в рублях и иностранной валюте, рассчитывая среднюю ставку на основе публикуемых максимальных ставок по депозитам в банках, привлекающих две трети общего объема вкладов населения.
Помимо этого, согласно закону, ЦБ будет оценивать финансовое положение банков на основании показателей финансовой устойчивости для участия в системе страхования вкладов, наличия введенных запретов или ограничений на проведение ряда операций, ограничений размера депозитной ставки или запрета на открытие филиалов. Порядок признания финансового положения для уплаты страховых взносов Банк России установит отдельным нормативным актом.
Закон принят под названием «О внесении изменений в отдельные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ». Большинство его положений вступят в силу со дня его официального опубликования.