Мировые соглашения вместо банкротства спасают бизнес и деньги

Расположенные в Татарстане птицефабрика «Племрепродукт» и комбикормовый завод «Репродукт» не будут остановлены, а сотрудники сохранят свои рабочие места. Это стало известно, после того как предприятия сменили собственников в результате мирового соглашения с остановкой процедуры банкротства. Соглашение утвердил Арбитражный суд Республики Татарстан 18 сентября.

Племрепродукт

Ранее предприятия входили в ГК «Самарский бройлер», основным акционером которой был предприниматель Ильшат Тукаев. Новым владельцем стала Группа агропредприятий (ГАП) «Ресурс» Виктора Наурузова. В холдинг «Самарский бройлер» кроме двух татарстанских предприятий входила Тимашевская птицефабрика (Самарская область).  Мировое соглашение в споре по этому крупнейшему активу с прекращением процедуры банкротства заключено месяцем раньше.

Мировые соглашения в процедуре банкротства формально не относятся к реабилитационным процедурам, каковыми считают только внешнее управление и финансовое оздоровление. Однако эти процедуры фактически не работают, их доля по отношению к конкурсным производствам с распродажей активов сократилась с 2015 по 2022 год с 5 до 1%, в то время как доля мировых соглашений выросла до 11%. В числе первых, кто обозначил тренд на мировые урегулирования в крупных сделках стал Виктор Наурузов, управляющий крупнейшим холдингом в агробизнесе.

По мнению директора проектов Сбербанка Андрея Смирных, долю процедур финансового оздоровления разорившихся предприятий можно довести до 20%, если изменить закон о банкротстве в пользу максимально быстрой продажи работающего бизнеса. Это потребует отказа от ряда длительных и совершенно бесполезных процедур, например, процедуры наблюдения, говорит Сергей Королев, руководитель практики банкротства АБ «Казаков и партнеры». Так, процесс банкротства «Самарского бройлера» тянулся с 2019 года, и только позиция властей Самарской области, настаивающих на сохранении Тимашевской птицефабрики как крупного налогоплательщика, и привлечение в качестве арендатора ГАП «Ресурс» Виктора Наурузова позволило все эти годы не останавливать работу предприятия. При этом, эксперты говорят, что процессы банкротства могут тянуться гораздо дольше – до 8-10 лет с обесцениванием активов практически до нуля и полными потерями для всех сторон спора, в том числе и государства как получателя налогов с работающего бизнеса.

Банкротства средних и даже крупных по российским меркам предприятий, не способных конкурировать с лидерами рынка, − мировая тенденция. Так, в США количество ферм с начала 1970-х по настоящее время снизилось с 2,5 млн до 1,9 млн  , и это без учета того, что значительная часть формально самостоятельных фирм находится в полной зависимости от поставщиков семян, удобрений и покупателей готовой продукции. Очередным громким событий на российском рынке мясных изделий в начале октября стало заявление о собственном банкротстве ООО «МПК “Петровские деликатесы”» — одного из крупнейших производителей колбас и мясных деликатесов в Северо–Западном регионе. Предприятие образовалось 17 лет назад на базе Мясокомбината имени Кирова, но славное прошлое не спасло его от проигрыша в конкурентной борьбе с крупнейшими агропромышленными холдингами. В 2023 году выручка предприятия составила 919 млн рублей, сократившись за год на 33%, а, например, выручка группы «Черкизово» в прошлом году составила 226,7 млрд рублей, увеличившись на 23%. Для сохранения бизнеса в борьбе с конкурентами, в 200 раз большими по размеру продаж, требуются выдающиеся менеджерские способности, которыми обладают далеко не все собственники.

Поскольку «Петровские деликатесы» сами подали заявление на собственное банкротство, у них, видимо, имеются договоренности об уступке бизнеса, а процедура банкротства позволит снизить цену для покупателя и обеспечить ему лучшие условия для погашения долгов предприятия. Вполне возможно, что механизмом смены собственников будет именно мировое соглашение.

При банкротстве Тимашевской птицефабрики ГАП «Ресурс» Виктора Наурузова из 4,9 млрд рублей суммарных долгов предприятия 2,6 млрд в рамках мирового соглашения оформлены на кредиторов, входящих в «Ресурс», и погашаться они будут в течение 5 лет. Таким образом, птицефабрика сохранит достаточный денежный поток для своего функционирования и сохранения темпов роста производства. Дополнительным аргументом для утверждения судом мирового соглашения стала модель финансового оздоровления предприятия, согласно которой за пять лет выручка фабрики вырастет до 5 млрд рублей, то есть в два раза по сравнению с «добанкротным» 2019 годом.

Судебная практика показывает необходимость для сторон мирового соглашения представить суду реальную программу погашения долгов. Так, Арбитражный суд Челябинской области недавно не утвердил мировое соглашение в процедуре банкротства агрокомплекса «Утиные фермы», хотя соглашение было утверждено собранием кредиторов и представлено суду конкурсным управляющим. По мнению суда, в соглашении отсутствовало доказательство того, что «Утиные фермы» могут расплатиться с кредиторами до 2030 года.

Факт заключения мирового соглашения в процедуре банкротства не обязательно однозначно свидетельствует о готовности сторон сохранить действующий бизнес и рабочие места. На недавней X юбилейной конференции «Практика банкротства» эксперты говорили о том, что банкротство является любимым инструментом так называемого «передела собственности», а арбитражные управляющие нередко оказываются на его «темной стороне». Партнер юридической компании Pepeliaev Group Юлия Литовцева напомнила о повышении «стандартов добросовестности» участников банкротного процесса. Такие стандарты наглядно формализуют «мировые сделки» от ГАП «Ресурс» Виктора Наурузова, которые позволили спасти от остановки и увольнения сотрудников не только предприятия «Самарского бройлера», но и «Племрепродуктор «Зеленчукский»» в Карачаево-Черкесии и структуры межрегионального птицеводческого комплекса «Белая Птица».

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика