Когда руководство криптобиржи FTX подало заявку на банкротство, сообразительные трейдеры почуяли запах выгоды. Империя Сэма Бэнкмана-Фрида, по всей видимости, недосчиталась клиентских средств на миллиарды долларов, зато держала $3,4 млрд в различных криптовалютах, которые нужно было продать, чтобы удовлетворить требования кредиторов. Пока один отдел фирмы миллиардера Майка Новограца под названием Galaxy Digital консультировал клиентов по продаже активов, трейдеры организации массово и по огромной скидке скупали токены Solana у обанкротившейся FTX. Вполне вероятно, в будущем бизнес получит сверхприбыль.
Большинство из тех, кто курировал процедуру банкротства, никакого опыта с криптовалютами почти не имели, поэтому первые попытки консолидировать средства порой оборачивались досадными убытками на десятки тысяч долларов. В сентябре 2023 года фонд, оформлявший банкротство FTX, задействовал подразделение по управлению активами фирмы Galaxy Digital Майкла Новограца, чтобы его специалисты помогали разбираться с колоссальным объемом криптовалют. Помощь подразумевала продажу, хеджинг и стейкинг цифровых токенов ― это процесс, который позволяет держателям коинов получать пассивный доход взамен на помощь при валидации осуществляемых в блокчейне транзакций.
Приблизительно треть криптоактивов FTX приходилась на SOL, нативный токен блокчейна Solana, который самым первым освоил Бэнкман-Фрид. Согласно данным Solana Foundation, в период с августа 2020-го по май 2021 года его компании приобрели около 60 млн преимущественно заблокированных SOL. В конце августа 2023-го криптовалюта торговалась на уровне примерно $20 за токен, но к концу года ее курс вырос в пять раз, превысив $100. Казалось, что если FTX быстро обналичит свои сбережения в SOL и других активах, то сможет полностью удовлетворить требования своих клиентов ― по крайней мере, в долларовом выражении на момент запроса (в большинстве случаев с банкротством кредиторы застают такой момент крайне редко).
Единственная загвоздка была в том, что токены у Бэнкмана-Фрида заблокированы, то есть их можно продавать только партиями раз в месяц с 2025-го по 2028 год. Обычно подобные многолетние графики инвестирования означают, что ради компенсации значительного риска, который покупатель берет на себя ввиду волатильности крипторынка, токены приходится выставлять на аукцион по существенной скидке. Тем не менее потенциальная прибыль может быть огромной. И тут появляется трейдинговое подразделение Galaxy Digital, занявшее на этом самом аукционе место покупателя.
Осенью 2023 года перед должником встала непростая задача. Ликвидация токенов SOL на миллиарды долларов быстро дестабилизировала бы и без того волатильный рынок, который только начинал восстанавливаться после спровоцированного крахом FTX хаоса, поэтому, следуя советам Galaxy Asset Management, руководство решило разбить продажу актива на несколько этапов.
Первую партию (25–30 млн токенов) реализовали в конце марта по цене $64 за штуку, то есть скидка по сравнению с тогдашним курсом SOL составила более 60%. Выставленные на аукцион коины выкупил узкий круг фирм, куда входили такие хедж-фонды, как Pantera Capital и Neptune Digital Assets.
По информации осведомленного источника, среди ранее неназванных покупателей также значились Brevan Howard Digital, венчурная фирма Multicoin Capital и Solana Foundation. Последний фонд является некоммерческой организацией из швейцарского Цуга. Изначально его учредили разработчики специального блокчейна, цель которого ― обеспечить развитие и безопасность сети Solana. Просьбы Forbes USA дать для материала комментарий все три организации либо проигнорировали, либо ответили отказом.
Однако в числе участников первого аукциона заблокированного SOL от FTX оказалась и компания Новограца Galaxy Digital. По данным Bloomberg, ее трейдинговое подразделение приобрело токены от имени инвесторов для фонда специального назначения, который привлек около $620 млн, и взимало за управление этими активами комиссию в размере 1%. Если предположить, что фонд Galaxy Digital заплатил за каждый SOL сниженную цену в $64, то в распоряжении у него оказалось 9 687 500 токенов. Компания Pantera Capital, тоже участвовавшая в торгах, учредила похожий фонд для закупки SOL на $250 млн. С нынешними котировками предполагаемая продажа фондом Новограца 9,7 млн токенов обеспечила бы организации потенциальную прибыль в размере $1,03 млрд.
По некоторым данным, на состоявшемся в конце апреля втором аукционе руководство FTX продало 1,8 млн SOL, и успешные ставки регистрировались в диапазоне $95–110 за токен (скидка по сравнению с рыночным курсом составила 15–26%). Согласно информации профильного новостного портала The Block, трейдерское подразделение Galaxy Digital снова привлекло для этого аукциона деньги инвесторов, заявив минимальный порог на уровне $5 млн. Участие приняли и представители Pantera Capital. Ликвидация последней партии SOL завершилась 22 мая, и в торгах участвовали Pantera Capital, а также новоучрежденная криптобиржа Figure Markets. Последняя приобрела 800 000 токенов по $102 за штуку со скидкой 42% от недавней цены на уровне $177. Как насчет потенциальной прибыли со второго аукциона? Судя по нынешним расценкам ― более $130 млн.
Когда всплыли подробности первого аукциона, многочисленных кредиторов и других трейдеров это ошарашило. «Просто получается очень плохо, когда один отдел твоей компании занимается продажей актива, а другой ― его же покупкой», ― рассуждает один осведомленный источник, пожелавший остаться анонимным.