Уже более чем в 60 % банкротств подаются заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.
Юридическая компания «Лексфорт» провела бизнес-завтрак «Субисидиарная ответственность: все аспекты для атакующих и защищающихся». За редким исключением участниками завтрака стали представители бизнеса, предприниматели.
Судя по лавине вопросов участников, о субсидиарной ответственности вроде бы почти все слышали. Но почти вся информация оказалась если не откровением, то новым знанием. Спикерами от «Лексфорта» выступили партнеры компании Игорь ЖУРИКОВ (на фото), Надежда МАЗЕПОВА, Дмитрий БАЯНОВ.
Спикеры системно изложили материал, начиная с понятия субсидиарной ответственности и ее неприятных особенностей. Ведь такие долги не списываются личным банкротством, передаются по наследству, возникают часто непредсказуемо. Нередко характеризуются весьма крупным размером. В последние годы исполнительные листы по взысканию субсидиарной ответственности часто оставляют себе кредиторы, которые потом могут гоняться за должниками сколь угодно долго.
Выступление спикеров сопровождала подробная презентация с большим количеством примеров из судебной практики. Она стала достоянием всех зарегистрировавшихся на деловой завтрак.
Большой блок вопросов спикеры с участниками разобрали по поводу того, кого привлекают к ответственности. Это так называемые контролирующие должника лица, и суд может признать таким лицом практически любого. Главное – доказать, что этот человек принимал обязательные для компании решения или участвовал в их принятии. Помимо директоров и участников привлекают и лиц на любых должностях в компании (главбухи, финдиры, юристы и проч.), и даже лиц, не имеющих формального отношения к компании.
Номинальность не спасает номинального руководителя от ответственности. Руководитель, который не имел взаимоотношений с предыдущим руководителем, тем не менее может оказаться с ним в одной лодке (долевая ответственность). А еще привлекают к этой ответственности связанных с недобросовестными руководителями и участниками лиц, которые согласились «подержать» выведенные активы. Это нередко родственники и/или знакомые, которые не принимали непосредственного участия в выводе активов.
Отдельный вопрос, который вызвал большой интерес аудитории, – это привлечение к ответственности других компаний собственника обанкротившейся фирмы. Если эти другие компании являются «зеркальными» или по факту это центр прибыли, а банкрот – центр убытков, то они под ударом. Не связанные с компанией-банкротом другие бизнесы собственника-банкрота к субсидиарной ответственности не привлекут. Но их можно забрать как и любой другой актив в погашение долга по субсидиарной ответственности.
После контролирующих лиц на завтраке были рассмотрены вопросы о том, как зависит субсидиарная ответственность от причин банкротства. Когда нужно подавать на самобанкротство и как можно безнаказанно этого не делать. Как защищаться от ответственности с помощью конструкции обычного предпринимательского риска. Какое значение имеет объективность причин банкротства и наличие у компании-должника реального антикризисного плана.
Поговорили спикеры и о практических инструментах, применяемых в судебных процессах. Подробно раскрыта тема финансово-экономической экспертизы. В кейсах о субсидиарной ответственности зачастую именно она является необходимым компонентом как эффективного нападения, так и эффективной защиты. Именно с помощью такой экспертизы можно доказать наличие или отсутствие оснований для привлечения к ответственности.
А еще важным аспектом является в принципе возможность защищаться – обжаловать любые судебные акты в банкротстве и даже за его пределами. И не только судебные акты, а, к примеру, и решения выездных налоговых проверок. Как это сделать из банкротства, какая здесь специфика – эти вопросы тоже были затронуты.
Ну и в качестве финишного блока состоялся разговор о профилактике субсидиарной ответственности. Она актуальна для осознанного бизнеса, который понимает, что дела могут пойти «не очень». И заранее готовится к ситуации, в которой так и случится.
Когда в суд подается заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, часто у ответчиков нет на руках доказательств и аргументов. А менеджеры компании имеют самые различные представления о том, что произошло и почему. Но если заранее проанализировать ситуацию, многих рисков можно избежать.
Тему бизнес-завтрака можно назвать неприятной. Никому не хочется оказаться в ситуации, когда нужно защищаться от субсидиарной ответственности или привлекать к ней. Но уже более чем в 60 % банкротств подаются заявления о привлечении к субсидиарной ответственности. И около 60 % таких заявлений удовлетворяются. Поэтому лучше ориентироваться в этой теме, чем знать о ней поверхностно. Участники бизнес-завтрака были с этим согласны, а их теплые отзывы о структурности и полезности материала весьма порадовали спикеров.