Как стало известно “Ъ”, Таганский суд Москвы заочно арестовал бывшего председателя правления Лайтбанка Константина Тогузаева. Находящийся в розыске финансист обвиняется в хищении со счетов одного из VIP-клиентов своего кредитного учреждения около $8 млн. По версии следствия, часть валюты оказалась в распоряжении подконтрольной господину Тогузаеву организации, а другая была продана девяти физлицам.
Рассмотрение ходатайства о заочном аресте бывшего председателя правления Лайтбанка Константина Тогузаева заняло у судьи Таганского суда Альбины Тимаковой совсем немного времени. Из пояснений следователя УВД по ЦАО Москвы следовало, что фигурант обвиняется в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), скрылся от правоохранительных органов и объявлен в федеральный розыск. Поэтому, по мнению следователя, другой меры пресечения, нежели заключение в СИЗО, господину Тогузаеву избрать нельзя.
Защита попыталась убедить суд принять более мягкое решение, но председательствующая признала доводы следствия обоснованными и убедительными и санкционировала арест Константина Тогузаева на два месяца с момента его задержания. Адвокат обвиняемого отказалась комментировать как обоснованность избранной своему клиенту меры пресечения, так и инкриминированное ему деяние.
По данным источников “Ъ”, речь в уголовном деле идет о хищении со счета ООО «Спецметропроект», являвшегося VIP-клиентом Лайтбанка, около $8 млн. По версии следствия, часть иностранной валюты в 2016 и 2017 годах без ведома владельца оказалась продана девяти физлицам, а другая переведена на счет ПАО «Мосстройреставрация» в том же Лайтбанке.
Из материалов дела следует, что подписи покупателей валюты были подделаны, а учредителем находящейся сейчас в стадии банкротства «Мосстройреставрации» до ноября 2021 года являлся Константин Тогузаев.
Попытки следствия разыскать и допросить экс-банкира успехом не увенчались. По словам работников банка, на своем рабочем месте господин Тогузаев не появлялся с 19 февраля 2018 года. А еще через месяц у Лайтбанка была отозвана лицензия. По данным регулятора, проблемы у финансового учреждения возникли, в частности, из-за использования высокорискованной бизнес-модели, связанной с кредитованием физических лиц.
Позже временная администрация выявила в действиях бывшего руководства и собственников Лайтбанка «признаки хищения имущества и сокрытия осуществленных ранее операций по выводу активов путем кредитования заемщиков, заведомо не обладавших способностью исполнить свои обязательства, а также организаций, не ведущих реальной хозяйственной деятельности». На момент краха долг банка перед кредиторами, среди которых были в основном предприятия малого и среднего бизнеса, связанные с китайскими банками и компаниями, составлял более 1,7 млрд руб. По этому факту правоохранительными органами с апреля 2019 года также расследуется уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Сам банк по нему признан потерпевшим и гражданским истцом. Правда, обвиняемых в деле, по данным “Ъ”, пока нет.
Привлечь к ответственности бывший топ-менеджмент Лайтбанка удалось пока только Агентству по страхованию вкладов (АСВ). 10 декабря 2021 года по иску АСВ Арбитражный суд Москвы взыскал с шести контролировавших Лайтбанк лиц, включая Константина Тогузаева, 1,2 млрд руб.
Отметим также, что в арбитражах и судах общей юрисдикции временная администрация и кредиторы Лайтбанка сейчас пытаются оспорить целый ряд совершенных его топ-менеджментом сделок. В частности, как следует из судебных решений, о бедственном положении своего кредитного учреждения собственники банка Константин Тогузаев и Александр Казарновский знали еще летом 2016 года. Тогда они одномоментно «избавились» от нескольких десятков принадлежавших им земельных участков в СНТ «Восход» (его учредителем с 2008 года являлся господин Тогузаев) в Ленинском районе Подмосковья. «Именно в 2016 году показатель недостаточности имущества уже был резко отрицательным, банк вел убыточную деятельность, о чем, в силу своего должностного положения, не могли не знать указанные лица. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о взаимосвязи Казарновского А. Ю. и Тогузаева К. Ю. и о действиях, направленных на преднамеренный вывод собственных ликвидных активов, с целью дальнейшего ухода от материальной ответственности»,— говорится в одном из судебных решений.
Мнимой считают кредиторы и совершенную Константином Тогузаевым сделку по продаже в том же 2016 году здания Лайтбанка, располагавшегося в историческом особняке на Новой Басманной. В судебных процессах истцы обращали внимание на то, что продано здание было гендиректору той же «Мосстройреставрации» Натигу Велиеву, который за него якобы не заплатил ни копейки, а представленные расписки о получении «наличных денежных средств покупателем являются подложными». При этом сам господин Велиев утверждал во время судебных разбирательств, что с учредителем «Мосстройреставрации» Тогузаевым до оформления купли-продажи принадлежавшего Лайтбанку особняка знаком не был.
На звонки господин Велиев не ответил.