Замглавы ФНС Чекмышев заявил о росте числа затянутых банкротных дел
В первом полугодии 2023-го произошел рост числа затянутых дел о банкротстве организаций, сообщил замглавы ФНС Константин Чекмышев. Саму процедуру он охарактеризовал как «вещь в себе» — долгую и грозящую злоупотреблениями
В январе—июне 2023 года было зафиксировано увеличение количества продолжающихся дел о банкротстве организаций — оно выросло почти на четверть, с 50,3 тыс. (по состоянию на 1 января) до 62,6 тыс. (по состоянию на 1 июля). Об этом сообщил со ссылкой на данные сервиса Casebook замглавы ФНС Константин Чекмышев на форуме «Банкротства. Новая реальность», передает корреспондент РБК.
«К сожалению, буквально за полгода мы видим такой серьезный, колоссальный рост. Достаточно колоссальный — вы видите, больше 20%», — сказал он, связав это с возросшей активностью кредиторов по оспариванию сделок по выводу активов и из-за претензий к бенефициарам, а также с затягиванием дел как следствием недобросовестного управления банкротствами со стороны арбитражных управляющих. При этом Чекмышев отметил, что число новых заявлений кредиторов о банкротстве снизилось на 6%, а число введенных процедур банкротства за десять месяцев 2023 года уменьшилось на 28% к аналогичному периоду прошлого года в связи с принимавшимся мораторием на банкротство.
По данным Судебного департамента при Верховном суде, по состоянию на конец первого полугодия 2023 года в арбитражных судах находилось 46,1 тыс. неоконченных дел о банкротстве юрлиц, что на 12% больше, чем в начале этого года.
Судебная система оказывается «перегруженной» банкротствами: из 800 тыс. арбитражных дел около 150 тыс. составляют дела о несостоятельности, однако сверх этого существует еще миллион обособленных споров (отдельные дела, возникающие в ходе рассмотрения дела о банкротстве, — например, о признании сделок недействительными, включении требований кредиторов в реестр и т.д. — РБК), сказал Чекмышев.
«Те, кто знают, что такое обособленный спор в деле о банкротстве, прекрасно понимают, что это почище какого-то отдельного искового производства. Если все это сложить, простите, 65% арбитражных дел — это дела о банкротстве. К сожалению, это то, насколько конфликтна среда! Именно дела о банкротстве — это 2/3 конфликтной среды между бизнес-единицами, в том числе между бизнес-единицами и государством», — подчеркнул Чекмышев.
Что касается ФНС, то служба активно реструктурирует налоговые долги и при содействии Фонда реструктуризации помогает в урегулировании долгов с другими кредиторами, сказал Чекмышев. Таких реструктуризаций за этот же период проведено более чем на 800 млрд руб. «Это позволяет не входить в затратную и долгую процедуру банкротства», — отметил он.