По мнению суда, недопустимо взыскивать суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенные на организацию-налогоплательщика.
Конституционный суд 31 октября опубликовал новое постановление № 50-П, где он разъяснил условия субсидиарной ответственности лиц по налоговым долгам ликвидированных организаций.
В КС обратилась Людмила Ваулина, учредитель и генеральный директор московской компании «Грибной сезон». Арбитражный суд города Москвы привлек ее к субсидиарной ответственности по долгам фирмы на сумму 117 млн руб. (дело № А40-246414/2020). Попытки обжаловать решение АСГМ к успеху не привели. Заявительница полагает несправедливым взыскание с нее налоговых штрафов в размере 11 млн руб., которые не были уплачены «Грибным сезоном» в бюджет.
Суд признал нормы закона «О банкротстве» не противоречащими Конституции. КС указал, что институт субсидиарной ответственности в делах о банкротстве носит деликтный характер. Должна быть установлена причинно-следственная связь между ущербом компании и действиями ее руководителя (или другого контролирующего лица), а вина конкретного лица — доказана. Объем субсидиарной ответственности должен совпадать с объемом ответственности основного должника, в том числе по обязательным платежам в бюджет.
Конституционный суд решил, что налоговый штраф носит карающую функцию и считается мерой финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения. Поэтому в рамках субсидиарной ответственности нельзя взыскать суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенные на организацию-налогоплательщика.