Московский областной суд вынес приговор по уголовному делу о похищении и убийстве арбитражного управляющего Павла Шкуратовского, который пропал без вести в 2016 году. К длительным срокам заключения приговорены заказчик преступления — 47-летний столичный предприниматель Сергей Тихомиров и наемный убийца — 54-летний гражданин Республики Молдова Юрий Скакевич. Ранее были осуждены трое исполнителей похищения.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2016 года Арбитражный суд Москвы (АСГМ) по иску бизнесмена Дмитрия Давыдова признал банкротом его знакомого Сергея Тихомирова. Причиной стал долг в 280,5 млн рублей с учетом процентов. Тихомиров не спешил возвращать эту сумму в течение четырех лет, несмотря на вступившее в силу решение Тверского суда по гражданскому иску. АСГМ назначил банкроту финансового управляющего — члена НП СРО «МЦПУ» Павла Шкуратовского. Кстати, в ходе арбитражной тяжбы выяснилось, что Тихомиров в общей сложности задолжал различным гражданам и организациям почти 3 млрд рублей. С учетом позиции управляющего суд ввел в отношении должника процедуру реализации имущества.
Через месяц после судебного решения, в конце ноября, Шкуратовский пропал без вести при весьма странных обстоятельствах. Последний раз юриста видели возле его дома на проспекте Вернадского в Москве. Следственный комитет практически сразу возбудил уголовное дело об убийстве (ч. 1 ст. 105 УК РФ). Однако труп нашли только в 2017 году в лесном массиве в Домодедовском районе Московской области.
Расследование сдвинулось с мертвой точки после покушения на другого арбитражного управляющего из Москвы. В марте 2018 года член НП СРО «МЦПУ» 63-летний Андрей Силин возле подъезда своего дома в Очаковском проезде (ЗАО Москвы) получил четыре огнестрельных ранения, но чудом выжил. Следователи и сыщики МУРа предположили, что преступления совершали одни и те же лица. Выяснилось, что в феврале 2017 года Силин по решению суда заменил пропавшего без вести коллегу, став финансовым управляющим Тихомирова.
К февралю 2019 года следствие установило причастных к похищению и убийству Шкуратовского. Были задержаны трое непосредственных похитителей — уроженец Ярославской области Виктор Самсонов, а также жители Московской области Захар Симанкин и Сергей Яковлев. Им предъявили обвинение в похищении человека из корыстных побуждений (п. «а», «г», «з» ч. 2 ст. 126 УК РФ). Также вычислили и задержали предполагаемого киллера Скакевича и самого Тихомирова.
Как установило следствие, ночью 22 ноября 2016 года Скакевич вместе с тремя сообщниками напал на Шкуратовского, когда он выходил из подземной парковки, чтобы зайти в подъезд своего дома. Злоумышленники насильно поместили управляющего на заднее сиденье автомобиля и заковали в наручники. Далее жертву отвезли в установленное место и передали другим сообщникам. Похитители получили 80 тыс. рублей, которые распределили между собой.
Позже Шкуратовского задушили. Следствие полагает, что это произошло в период между 22 ноября 2016 года и 22 февраля 2017 года в лесном массиве недалеко от деревни Шишкино в Домодедовском районе Подмосковья. По версии следствия, убийство совершил Скакевич с другими сообщниками по указанию Тихомирова. Киллерам было заплачено около 1 млн рублей, причем в эту стоимость входила и ликвидация Силина.
В ноябре 2020 года Гагаринский суд Москвы приговорил Яковлева (он заключил досудебное соглашение) к 6,5 года колонии строгого режима. Тот же суд назначил 23-летнему Самсонову и 34-летнему Симанкину по 5 лет строгого режима каждому.
Уголовное дело в отношении Тихомирова и Скакевича также было выделено в отдельное производство. В зависимости от роли им предъявили обвинение в организации убийства, совершенного группой лиц по предварительному сговору, по найму (ч. 3 ст. 33, п. «б», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ), похищении человека, совершенном с применением насилия, оружия, группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений (п. «а», «в», «г», « з» ч. 2 ст. 126 УК РФ), и в убийстве (п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Мособлсуд на основании вердикта присяжных приговорил каждого к 17 годам колонии строгого режима. Приговор в законную силу не вступил.
В отношении остальных соучастников уголовное дело выделено в отдельное производство, сообщили в прокуратуре Москвы.