История одного банкротства: что стоит за продажей оборонного завода в Екатеринбурге

Ходят слухи, что оборонный завод в Екатеринбурге могли продать «расчленителям активов». За признаками предполагаемого сговора при реализации государственного имущества ОАО «Завод радиоаппаратуры» понаблюдали на электронной площадке «Ростендер» в порядке хронологии.

ОАО «Завод радиоаппаратуры»

Уникальный завод

«Свердловский завод радиоаппаратуры» был создан в 1959 году для разработки технологий связи на дальних расстояниях. Наработки предприятия использовали практически все рода Вооруженных сил СССР, а также спецслужбы и правоохранительные органы. После распада Советского Союза в 1990-х завод, как и все предприятия оборонки, испытывал огромные проблемы. Для его спасения была разработана программа конверсии и диверсификации производства, однако полностью решить кризисные вопросы это не помогло.

Тем не менее завод продолжал функционировать до нынешнего момента, в том числе выполняя и гособоронзаказ. В 2019 году собственник – ГК «Ростех» – принял решение о банкротстве предприятия. На тот момент часть площадей его уже сдавалась в аренду коммерческим фирмам.

Конкурсным управляющим был назначен Владимир Тихонов. Согласно сведениям из арбитражного дела, он имеет высшее образование по специальности «Радиотехника» (1977 г., Горьковский политехнический институт им. А. А. Жданова) и по специальности «Управление бизнесом» (1995 г., Нижегородский государственный университет им. Лобачевского). Кроме того, в период с 2002 по 2010 годы Тихонов был топ-менеджером нижегородского ФГУП «Завод «Электромаш», курируя экономику и финансы в качестве замдиректора. Чуть позже ФГУП реорганизован в АО «Завод «Электромаш».

Было ли то случайным стечением обстоятельств или нет, но именно АО «Завод «Электромаш» стал покупателем имущественного комплекса ОАО «Завод радиоаппаратуры», выкупив его имущество за 191,5 млн рублей.

Странная сделка

По нашему мнению, заслуживающими внимания являются странные совпадения и обстоятельства проведения торгов по продаже указанного комплекса и последующий переход прав на данный комплекс.

Для участников торгов были установлены такие условия:

• обеспечить сохранение целевого назначения производственного комплекса должника;

• выполнять договоры должника, связанные с проведением работ по государственному оборонному заказу.

При этом обеспечение госнужд должно было подтверждаться лицензиями на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и на осуществление разработки или производства вооружения и военной техники. Помимо разрешающего документа, участники торгов должны были предъявить имущество, предназначенное для осуществления гособоронзаказа.

По данным площадки «Ростендер», на аукцион заявились две организации, из которых до торгов допустили только АО «Завод «Электромаш» (ИНН 5263125030), от имени которой действовал агент ООО «Легион-Строй» (ИНН 6658482562, ОГРН 1169658014041). «Электромаш» формально соответствовал условиям аукциона.

При этом ООО «Легион-Строй» неоднократно принимало участие в торгах по продаже имущества предприятий оборонно-промышленного комплекса, в которых конкурсным управляющим утвержден Тихонов В. И.

Новый собственник перестал впускать на территорию транспорт арендаторов
Новый собственник перестал впускать на территорию транспорт арендаторов

В результате завод «Электромаш» стал победителем торгов (начальная цена имущественного комплекса должника ОАО «Завод радиоаппаратуры» составляла 238,5 млн рублей и была снижена до минимальной – 191,5 миллиона). Любопытно, что оплату по договору купли-продажи от 11 августа 2022 года за АО «Завод «Электромаш», согласно все тем же данным «Ростендера», проводил агент – ООО «Легион-Строй», так как покупатель не располагал денежными средствами.

Как следует из официально размещенной бухгалтерской отчетности, убыток от деятельности АО «Завод Электромаш» за 2021 год составил 103 566 000 рублей.

Более того, согласно открытым сведениям, размещенным на сайте «Ростендер», с АО «Завод Электромаш» не заключены контракты по государственному оборонному заказу. По данным сайта арбитражного суда, к АО «Завод Электромаш» предъявлены иски ресурсоснабжающими организациями о взыскании задолженности за услуги. Наконец, в отношении АО «Завод Электромаш» возбуждалось дело о банкротстве А43-34631/2020 в связи с невыполнением обязательств перед налоговыми органами.

Соответственно, завод «Электромаш» к моменту банкротства «Завода радиоаппаратуры» не осуществляет экономическую деятельность и ,по нашему мнению, не имел какого-либо правового и финансового интереса в приобретении имущественного комплекса ОАО «Завод радиоаппаратуры». Все это наводит на мысль о том, что «Электромаш» выступил посредником в приобретении имущества екатеринбургского оборонного завода для третьего лица, а конкурсный управляющий, возможно, участвовал в этом сговоре.

Отчуждение

Договор купли-продажи радиозавода датирован 11 августа 2022 года. Обратим внимание на эту дату, она важна для понимания дальнейшей цепочки предполагаемых нарушений.

Уже 29 августа «Электромаш» заключил договор аренды имущества с ООО «Легион-Строй». Однако госрегистрация права собственности на цеха завода-банкрота проведена только 15 сентября 2022 года. То есть, по нашему мнению, «Электромаш» не имел права сдавать имущество в аренду своему кредитору.

Дальше – больше: уже 22 ноября 2022 года между «Электромашем» и ООО «Легион-Строй» заключен договор купли-продажи этого имущества. Важно отметить, что «Легион-Строй» на момент сделки не имел в собственности имущества, предназначенного для выполнения гособоронзаказа и мобилизационного задания, а также лицензии на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и на осуществление разработки или производства вооружения и военной техники. Проще говоря, не соответствовал условиям, предъявляемым законодательством к новому собственнику имущества ОАО «Завод радиоаппаратуры».

Помимо сохранения целевого назначения имущества «Завода радиоаппаратуры» и исполнения его обязательств по гособоронзаказу, новый собственник был обязан заключить соглашение об исполнении условий конкурса с «Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отрасли экономики», а именно Минпромтогом России. Однако этого сделано не было.

Другие примеры

Попытки выведения имущества стратегических предприятий в частную собственность путем банкротства неоднократно имели место в истории российского бизнеса. Так, знаменитый «Уралвагонзавод» едва не стал банкротом из-за многомиллионных долгов, и лишь личное вмешательство президента Путина спасло главного производителя российских танков от краха.

Антипинский нефтеперерабатывающий завод в Тюменской области из-за неудачного менеджмента погряз в долгах на сумму более 340 млрд рублей. В результате по обвинению в мошенничестве был арестован основатель предприятия Дмитрий Мазуров. Завод, как ни странно прозвучит, был сохранен благодаря главному кредитору – Сбербанку, под управление которого и перешел. При этом создавший астрономические долги Мазуров обвинил Сбербанк в рейдерском захвате производства.

Антипинский НПЗ
Антипинский НПЗ

Это лишь самые громкие дела, эксперты отмечают, что банкротство как способ вывода активов или уклонения от кредиторов используется довольно часто. Причем оспорить вывод активов зачастую очень сложно, поскольку для этого необходимо отменить целую цепочку судебных решений.

В настоящее время Россия проводит спецоперацию на Украине. Как известно из сложившейся практики Вооруженным силам РФ жизненно необходимы современные средства связи и боевые дроны. Все это мог бы производить «Завод радиоаппаратуры», если бы не угодил в воронку банкротства. Для того чтобы вдохнуть в производство новую жизнь, как в случае с УВЗ, требуется политическая воля.

Будет ли она проявлена? Какая судьба ждет уникальное некогда предприятие – екатеринбургский «Завод радиоаппаратуры»? Какие фигуры стоят за банкротством и дроблением активов оборонного завода – все это стало предметом расследования, однако совершенно очевидно, что сейчас в процедуре участвуют интересанты, которые скрываются в тени мелких подставных фирм.

Кто стоит за сделкой

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, главным видом деятельности ООО «Легион-Строй» является предоставление услуг растениеводства, а аффилированные с ним лица осуществляют деятельность в области строительства и торговли.

Среди арендаторов ходят слухи, что завод снесут, а на его месте построят жилые высотки
Среди арендаторов ходят слухи, что завод снесут, а на его месте построят жилые высотки

По данным сервиса проверки контрагентов Seldon, директором и совладельцем компании является Александр Карпенко, которому принадлежит 70 % компании. Еще 30 % – в собственности строительной фирмы ООО «СЭП», владельцем которой является Алексей Корняков, руководящий в нижнетагильской фирме ООО «ЖБИ-2000». Тот же Карпенко возглавляет ООО «Дока-Строй», принадлежащее Михаилу Семерикову. Последний владеет целым рядом небольших стройфирм в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Его самого и его ближайших родственников якобы относят к приближенным бывшего заместителя губернатора Свердловской области Владимира Тунгусова.

Михаил Семериков является сыном бывшего главы «ЕЭСК» Александра Семерикова. Отошедший от дел глава клана пользуется большим авторитетом в столице Урала, ему присуждена одна из высших городских наград – почетный знак «За заслуги перед Екатеринбургом». Тесные связи его с городской элитой и «серым кардиналом» Екатеринбурга Тунгусовым широко известны. Покинув пост директора ОАО «ЕЭСК» в 2014-м, Александр Семериков на несколько лет оставил его другому своему сыну – Сергею.

Являются ли они теневыми интересантами продажи оборонного предприятия или за процедурой стоят иные лица – пока вопрос. «ФедералПресс» направил запросы участникам сделки и в надзорные органы и будет следить за развитием событий.

Ранее сообщалось, что новый собственник отказывается впускать грузы на территорию завода в Екатеринбурге.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика