Управленцы самарской птицефабрики «Тимашевская» пустили в ее банкротство крупнейшего кредитора с израильскими корнями

Банкротство крупнейшей региональной птицефабрики «Тимашевская», деятельность которой сейчас контролирует холдинг ГАП «Ресурс», может кардинально изменить свой ход.

В реестре предприятия появился новый крупнейший кредитор — малоизвестная компания «Риск-Инвест» с суммой требований почти в 1,8 млрд рублей (этот долг она выкупила лишь за 5,5 млн). Заход нового кредитора произошел при полной поддержке представителей ГАП «Ресурс», которые, по логике, должны были препятствовать этому более, чем кто-либо другой. Нельзя исключать вероятности сценария, где «Риск-Инвест» может представлять интересы группы Виктора Наурузова, который тем самым корректирует схемы поглощения «Тимашевской». Возможно, за счет остальных кредиторов.

ООО «Тимашевская птицефабрика» — крупнейшее из оставшихся на плаву региональных птицеводческих предприятий. Мощности фабрики рассчитаны на выпуск до 140 тыс. тонн мяса птицы в год. Предприятие ранее было подконтрольно татарстанскому бизнесмену Ильшату Тукаеву. Тот возглавлял многопрофильный холдинг, куда входили различные предприятия агропромышленного комплекса и подрядные организации.

Свой бизнес Тукаев развивал в основном на заемные средства, в кредитных схемах участвовала и Тимашевская птицефабрика в качестве поручителя. К 2019 году бизнес Тукаева рухнул, кредиторы пришли за долгами к подконтрольным ему компаниям, в том числе и к «Тимашевской». В сентябре 2019 года татарстанский филиал Россельхозбанка обратился в суд с иском о банкротстве Тимашевской птицефабрики из-за долга в размере более 1,1 млрд рублей. Он возник из-за того, что «Тимашевская» поручилась за бугульминский комбикормовый завод «Репродукт», также подконтрольный Тукаеву. К банкротству «Тимашевской» присоединился и Сбербанк России с суммой требований уже в 1,5 млрд рублей. Эти обязательства также стали следствием поручительств «Тимашевской» за другие предприятия Тукаева. В июне 2021 года птицефабрику признали банкротом, и она столкнулась с перспективой распродажи за бесценок ее активов и фактического уничтожения как производственного комплекса. Именно такой путь уже прошли ее коллеги по отрасли.

Такое развитие событий не устроило правительство области и региональных поставщиков «Тимашевской», на которую во многом был завязан их бизнес. Чиновники в альянсе с бизнесменами попытались спасти «Тимашевскую». Распоряжением «Белого дома» птицефабрику признали системообразующим предприятием Самарской области в приоритетной отрасли АПК, обеспечивающим до 25% потребностей губернии в мясе птицы. Это затормозило дальнейшее банкротство. Кроме того, удалось оспорить законность кредитных схем Тукаева, в результате которых «Тимашевская» оказалась должна по кредитам, к которым не имела никакого отношения. Как следствие, спасителям «Тимашевской» удалось сделать фактически невозможное: решение о признании предприятия банкротом отменили, фабрика осталась на плаву.

Следующим этапом реанимации «Тимашевской» стал поиск для нее инвестора, готового вложить средства в ее операционный бизнес и развитие.

В июле 2021 года в этом качестве выступил федеральный холдинг ГАП «Ресурс», подконтрольный бизнесмену Виктору Наурузову. Параллельно «Ресурс» заходил на другие аграрные предприятия Тукаева, в частности «Репродукт». Тимашевская птицефабрика передала свои производственные мощности в аренду входящему в ГАП «Ресурс» и расположенному в Тамбовской области ООО «Токаревская птицефабрика». 2 августа 2021 года появился филиал «Самарский» Токаревской птицефабрики, который, собственно, и стал оператором бизнеса «Тимашевской». Туда же перешли и большинство сотрудников «Тимашевской». Изначально инвестор брал на себя обязательства по реанимации Тимашевской птицефабрики и по расчетам с ее кредиторами. Ради этого контрагенты «Тимашевской» даже пошли навстречу новому менеджменту птицефабрики, согласившись на реструктуризацию долгов. В частности, Самарский комбикормовый завод заключил мировое соглашение с птицефабрикой, согласившись на отсрочку платежей за корма и уменьшив долг с 73 млн до 49 млн рублей.

Между тем в процессе спасения «Тимашевской» со стороны ГАП «Ресурс» что-то пошло не так. Вместо того чтобы расплачиваться по долгам, «Тимашевская» стала копить новые. Предприятие не только не рассчитывалось с контрагентами, но даже не сочло нужным оплачивать счета поставщиков ресурсов и погашать налоги.

Более того, в декабре 2022 года Токаревская птицефабрика сама заявила требование признать «Тимашевскую» банкротом. То есть инвестор решил сделать именно то, от чего птицефабрику спасали всем миром по иску татарстанского РСХБ. К этому времени «Токаревская» с дисконтом выкупила обязательства «Тимашевской» перед банками, превратившись в крупнейшего кредитора региональной птицефабрики, консолидировав долги на сумму 2,6 млрд рублей. Соответственно, предполагалось, что банкротство «Тимашевской» завершится под полным контролем инвестора. И если банкам, хоть и с потерями, удалось вроде бы покинуть тему, то оставшиеся кредиторы вряд ли могут оптимистично смотреть на идущие процессы. Такое развитие событий грозит лишить их последних шансов вернуть хоть что-то.

30 января 2023 года в отношении Тимашевской птицефабрики вновь открылась процедура банкротства, и на ней ввели процедуру наблюдения. Учитывая, что «Токаревская» планирует довести процесс банкротства «Тимашевской» до логического финала, имущественный комплекс регионального предприятия в ближайшее время может быть продан с торгов и, по-видимому, перейдет уже в собственность «Ресурса».

Судя по всему, в ближайшее время схема банкротства «Тимашевской» вновь скорректируется, причем значительно. Это связано с появлением у птицефабрики нового крупного кредитора. В мае 2023 года арбитраж включил в реестр кредиторов «Тимашевской» некое АО «Риск-Инвест» с суммой требований в 1,77 млрд рублей. Происхождение данного долга представляет собой отдельную интригу. История тянется еще с 2015 года, когда КБ «Интерпромбанк», близкий к бенефициарам Антипинского НПЗ, выдал «Тимашевской» кредит в 295 млн рублей. Изначально кредит выдавался сроком на три месяца, заемщик не выполнил взятые на себя обязательства. После этого банк переуступил долг близкой к нему компании «Тоталойл». На определенном этапе ее владельцем числился бывший бенефициар Николаевского НПЗ (Самарская область) Роман Трушев, ранее имевший отношение и к Антипинскому НПЗ. «Тоталойл» в 2017 году начал взыскание долга с Тимашевской птицефабрики уже в судебном порядке. В мае 2018 года стороны подписали мировое соглашение, согласно которому сумма долга увеличивалась до 524 млн рублей, погасить их «Тимашевской» предстояло до конца 2020 года.

Реализовано это соглашение не было. В 2018 году «Тоталойл» передал право требования у «Тимашевской» компании «Смарт-Инвест», а та в свою очередь уступила его совладельцу птицефабрики и доверенному лицу Ильшата Тукаева Рафаэлю Фаизову. Практически сразу и эта схема затрещала по швам. Суд отказался утверждать правопреемство от «Смарт-Инвеста» к Фаизову, отметив, что «заключение договора уступки права требования не имеет для Фаизова самостоятельной разумной деловой или экономической цели, а заключая сделку, стороны преследовали исключительно цель создания фигуры формально «независимого» кредитора «Тимашевской», действующего в интересах аффилированного лица».

Позднее, в ходе банкротства «Тоталойла», рассыпалась и сделка по передаче долга «Тимашевской» «Смарт-Инвесту». Суд установил притворный характер договора и направленность его на безвозмездный вывод активов «Тоталойла» в пользу ООО «Смарт Инвест». После этого многострадальный долг выставили на торги. Летом 2021 года банкротящийся «Тоталойл» потребовал включить его в реестр кредиторов «Тимашевской». Тогда, из-за остановки банкротства «Тимашевской», заявление «Тоталойла» рассмотрено не было. А 7 декабря 2021 года у данного долга появился новый хозяин. В этой роли выступило московское АО «Риск-Инвест», выкупившее лот с торгов за 5,5 млн рублей.

Возобновление «токаревцами» банкротства «Тимашевской» подарило новому держателю долга возможность начать его «капитализацию». В марте 2023 года компания подала заявление о процессуальном правопреемстве. Требуя уже не 5,5 млн рублей, потраченных на покупку долга, и не 295 млн рублей, одолженных когда-то банком «Тимашевской», а астрономические 1,77 млрд рублей (основной долг — 295 млн, проценты — 397 млн, неустойка — 1,08 млрд).

Процесс развивался на фоне почти идиллических отношений формальных оппонентов.

Представители Тимашевской птицефабрики (напоминаем, что и активы компании, и управление полностью контролируются представителями Токаревской птицефабрики. — Прим. ред.), которые, по идее, должны были как минимум постараться уменьшить размер долга за счет миллиардных пеней, полностью поддержали требования «Риск-Инвеста». В этом контексте неудивительно, что суд признал «Риск-Инвест» правопреемником «Тоталойла» и включил его требование в реестр кредиторов «Тимашевской» на все 1,77 млрд рублей. Таким образом, с формальной точки зрения, на данный момент «Риск-Инвест» превратился в крупнейшего кредитора «Тимашевской». Токаревская птицефабрика (к которой перешли долги Россельхозбанку и по инициативе которой возобновилось банкротство «Тимашевской». — Прим. ред.) пока включила в реестр лишь 1,12 млрд рублей, контролируя еще 1,5 млрд долгов Сбербанку.

Чьи интересы представляет «Риск-Инвест» — отдельная интрига. Согласно информации системы «СПАРК-Интерфакс», компания принадлежит некоему гражданину Израиля. В ЕГРЮЛ раскрывается его имя — Марк Лерман. Ранее Лерман имел отношение еще к двум компаниям — калининградскому ООО «Развитие» и ЗАО «Хадаш» из Новороссийска. Обе фирмы уже ликвидированы. О них известно немногое. «Развитие» фигурировало в качестве оператора строительства некоего рекреационного парка в городе Балтийске. А «Хадаш» владел недвижимостью в центре Москвы. Ранее в число совладельцев «Развития» входил Борис Овчинников, один из бывших бенефициаров калининградской птицефабрики «Гурьевская» и ряда других агроактивов самого западного региона России.

Лерман ранее числился руководителем «Риск-Инвеста», однако в 2015 году передал бразды правления Леониду Ионкису. Тот возглавлял или был совладельцем целого ряда уже ликвидированных или недействующих компаний. Единственным работающим активом Ионкиса, судя по официальным данным, можно считать ООО «ТД «Агромаркет» (бывшее название ООО «Разгуляй-Кубань»), зарегистрированное в подмосковном Красногорске и специализирующееся на выращивании овощей. Ионкису принадлежит 49% компании, а с 2018 по 2020 год он выступал и ее руководителем. Ионкис ранее входил в совет директоров головной компании когда-то одного из крупнейших агрохолдингов — «Разгуляй» (ПАО «Группа Разгуляй»). ТД «Агромаркет» владеет брендом «Фабрика овощей» и генерирует выручку более 2 млрд рублей. Партнером Ионкиса по «Агромаркету» является хорошо известный в Самаре бенефициар холдинга «Новая инвестиционная группа» Сергей Жданов. Ранее Жданов входил в советы директоров самарских компаний «Волгабурмаш» и «ВБМ-Групп», где представлял интересы группы «Велес Капитал». Активно Жданов занимается агробизнесом. Он контролирует животноводческую ферму «Воробьево» в Калужской области. Имеет собственные активы Жданов и в Татарстане. Там он контролирует Бугульминский кабельный завод и Бугульминский электронасосный завод. Именно в Бугульме располагались агроактивы бывшего владельца «Тимашевской» Ильшата Тукаева — тот же комбикормовый завод «Репродукт», по долгам которого и выступала когда-то поручителем региональная птицефабрика.

«Риск-Инвест» активно участвует в различных банкротных процессах. В период с 2018 по 2020 год компания опубликовала девять сообщений о планах обратиться с иском о банкротстве тех или иных структур. Крупнейшей жертвой «Риск-Инвеста» стал Антипинский НПЗ, структуры которого ранее контролировали кредитора «Тимашевской», компанию «Тоталойл».

Появление «Риск-Инвеста» в теме банкротства «Тимашевской» может серьезно повлиять на процессы, идущие вокруг птицефабрики. Теоретически компания Ионкиса могла бы вставлять палки в колеса «токаревцам», оспаривая заключаемые сделки и соглашения (вплоть до соглашений о переуступке банковских долгов), а то и вообще лоббировать назначение собственного ставленника в качестве управляющего «Тимашевской». Но против такой версии свидетельствует тот факт, что превращение «Риск-Инвеста» в крупнейшего кредитора «Тимашевской» происходило при полном попустительстве, казалось бы, его главного оппонента — холдинга ГАП «Ресурс», который сейчас контролирует птицефабрику. Бывшее руководство «Тимашевской», отбиваясь от претензий Россельхозбанка, смогло выстроить куда более эффективную схему защиты. Оно хотя бы боролось…

Теоретически все это может свидетельствовать о том, что действия Токаревской птицефабрики и «Риск-Инвеста» как минимум согласованы. Зачем это группе Виктора Наурузова — вопрос открытый. Такой «запасной аэродром» теоретически мог бы пригодиться ГАП «Ресурс» в случае юридической уязвимости соглашений о переуступке основных банковских долгов или подготовке «Токаревской» к невыполнению тех или иных условий соглашений с кредиторами.

Юристы недоумевают из-за пассивности представителей Тимашевской птицефабрики и заявляют о том, что это может свидетельствовать об их общей позиции с новым кредитором. «Да, такое поведение часто совпадает с согласованностью действий должника (его менеджмента, в том числе бывшего) и такого «кредитора». По сути, обычно должник может заявить возражения относительно суммы требований, и тогда суд рассматривает эти возражения. Такие возражения могли заявить и любые кредиторы, чьи требования к тому моменту уже включены в реестр кредиторов или как минимум заявлены должнику и в арбитражный суд по делу о банкротстве», — считает адвокат Дмитрий Натариус. Он уверен, что «Тимашевской» было под силу как минимум снизить сумму претензий. Адвокат не исключает, что в дальнейшем включение «Риск-Инвеста» в реестр «Тимашевской», а также сумму претензий попытаются оспорить другие кредиторы птицефабрики. «Если какой-либо в последующем включающийся в реестр кредитор усмотрит незаконность решения по «Риск-Инвесту», в том числе по основаниям включения в основную очередь пеней и штрафных санкций, он вправе будет обжаловать этот вердикт. У самого должника осталось право оспаривать такой судебный акт лишь по основаниям вновь открывшихся или выявлению новых обстоятельств. Нередко доказательствами таких оснований становятся экспертизы и заключения, полученные в рамках уголовных дел при расследовании преступлений, связанных с неправомерными действиями при банкротстве или его предвидении, либо иными преступными деяниями соответствующих лиц», — говорит Дмитрий Натариус.
«Самарское обозрение» планирует следить за развитием ситуации


МАРИНА ЖИРОВА, партнер адвокатского бюро «Яблоков и партнеры»

Если Токаревская птицефабрика была инициатором банкротства, преимуществом такой схемы является то, что именно основному кредитору принадлежит основное количество голосов в процедуре. Это дает возможность влиять на нее, в том числе на продажу имущества с торгов. Минусом является то, что в дело включилось немалое число других кредиторов, интересы которых также следует учитывать. Если Тимашевская птицефабрика осуществляла сомнительные сделки (в том числе, например, по отчуждению имущества в адрес ООО «Токаревская фабрика» или ее аффилированных лиц), то такие сделки могут быть оспорены, в том числе по инициативе других кредиторов. Иными словами, даже «управляемое банкротство» иногда уходит в неуправляемый занос.


МАКСИМ ФАЛАЛЕЕВ, директор филиала «Самарский» Токаревской птицефабрики

Производственные активы ООО «Тимашевская птицефабрика», расположенные в сельском поселении Садгород Кинель-Черкасского района Самарской области, переданы на основании договора аренды имущества. В настоящее время предприятие осуществляет производственную деятельность, динамика которой в полной мере соответствует ожиданиям руководства ГАП «Ресурс». Большая часть работников ООО «Тимашевская птицефабрика» были трудоустроены на предприятии.


ДМИТРИЙ САМИГУЛЛИН, управляющий партнер адвокатского бюро RBL

— Учитывая, что «Тимашевская» не возражала против удовлетворения требования «Риск-Инвеста», означает ли это, что их действия могут быть согласованы между собой?

— Действительно, отсутствие возражений в судебных процессах может вызывать подозрения в согласованности действий сторон. Но возможна и ситуация, что долг «бесспорный»: он существует, сумма не вызывает возражений и в целом признается должником.

— Насколько реально в данной ситуации было уменьшить сумму требований «Риск-Инвеста», с учетом того, что большую ее часть составляли проценты и штрафы?

— Проценты и штрафы могут быть уменьшены судом по заявлению должника.

Статья 333 ГК РФ предусматривает, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version