Брачный договор экс-владельца «Сибмоста» признан недействительным, сделки с его активами могут быть оспорены

Суд не поверил разводу

Альберт Кошкин
В совместное владение экс-собственника «Сибмоста» Альберта Кошкина (на фото) и его бывшей супруги может вернуться доля в «Сибмост-инвесте», владевшем аэропортом Горно-Алтайска
Фото: Валерий Титиевский, Коммерсантъ

Суд признал недействительным брачный договор 82-летнего бывшего собственника «Сибмоста» Альберта Кошкина, по которому незадолго до его банкротства большая часть имущества бизнесмена перешла в собственность его супруги. Сам предприниматель оставил себе только акции АО «Сибмост», оцененные позже при продаже в 92 коп. В совместное владение бывших супругов могут вернуться земельные участки в рекреационных зонах, несколько объектов недвижимости и доли в уставном капитале шести компаний, включая ООО «Сибмост-инвест», владевшее аэропортом Горно-Алтайска. Акции авиапредприятия в 2017 году купили АФК «Система» и учрежденный структурами Сбербанка «СБК баланс». Юристы считают, что эта и другие возможные сделки, заключенные в период действия брачного договора, также могут быть оспорены.

Арбитражный суд Новосибирской области признал недействительным брачный договор бывшего владельца АО «Сибмост» Альберта Кошкина, заключенный незадолго до его банкротства. Суд пришел к выводу, что соглашение, по которому предприниматель в 2015 году уступил супруге Лидии Кошкиной все их совместное имущество, кроме пакета акций «Сибмоста», было подписано с целью «вывода ликвидных объектов из имущественной сферы должника, чтобы избежать обращения на них взыскания по требованиям кредиторов». Супруги, по данным подавшего ходатайство бывшего финансового управляющего господина Кошкина Вероники Мещан, развелись почти сразу после возбуждения дела о его банкротстве. В качестве последствия недействительности сделки арбитражный суд определил восстановить режим совместной собственности супругов на нажитое в браке и указанное в договоре имущество.

Процедура реструктуризации долгов в отношении Альберта Кошкина введена в декабре 2017 года по иску Экспобанка. Общая сумма предъявленных к нему требований превышает 4,9 млрд руб., основной кредитор — Сбербанк. Некогда крупнейшая в Сибири мостостроительная компания признана банкротом в мае 2020 года. В сентябре 2017 года стало известно, что контроль над ней получило московское «Объединенное мостостроительное предприятие» (сейчас — «Сибмост групп»), созданное структурами Сбербанка, АФК «Система» и Звенигородской ДСК. Ранее владельцами «Сибмоста» были Альберт Кошкин (92,46%) и его сын Владислав Кошкин (7,53%), их пакеты акций были оценены в 1 руб.

Альберт и Лидия Кошкины возражали против удовлетворения ходатайства госпожи Мещан. Как сообщается в материалах суда, они, в частности, указали на отсутствие обязательств перед кредиторами на дату заключения брачного договора и недоказанность недобросовестности. Представитель госпожи Кошкиной добавил, что она «несет расходы на содержание полученного имущества» и руководит переданными ей компаниями.

Суд с этими доводами не согласился, указав, что к «Сибмосту» в 2014 году было предъявлено «большое количество» исков о взыскании задолженности, о которых супруги не могли не знать. Кроме того, как сообщается в материалах дела, брачный договор, по условиям которого установлен режим раздельной собственности супругов на имущество, был подписан 16 января 2015 года, а 10 дней спустя Альберт Кошкин заключил первые договоры поручительства со Сбербанком. «Оформление кредитов АО „Сибмост“ завершено 27 января 2015 года, хотя реально пакет документов формировался не за один-два дня. В результате все имущество, за счет которого могут быть погашены требования кредиторов, безвозмездно отчуждено должником в собственность супруги»,— говорится в определении суда.

Среди имущества, которое по брачному договору получила в собственность Лидия Кошкина: 10 земельных участков, в том числе на 8 тыс. кв. м в турбазе «Юность» на берегу Катуни (Республика Алтай) и на 9,8 тыс. кв. м в поселке Голубой залив под Новосибирском. Кроме того, она стала владелицей трех квартир в центре Новосибирска и других объектов недвижимости, а также долей в шести компаниях: «Золотой берег» (управляет одноименным санаторием под Новосибирском), «Стройсервиссибирь» (ООО ликвидировано в 2018 году), «Финтранс­инвест», «Дорстройэксплуатация», «Сибофистранс­центр» и «Сибмост-инвест». Последняя компания, по данным «СПАРК-Интерфакс», как минимум до конца марта 2017 году владела 100% в АО «Аэропорт Горно-Алтайск». В июле 2017 года Владислав Кошкин рассказал „Ъ-Сибирь“ о продаже акций аэропорта АФК «Система» (60%) и ООО «СБК баланс» (40%), учрежденному, по данным «СПАРК-Интерфакс», структурами Сбербанка. Он пояснил, что сделка состоялась в рамках соглашения со Сбербанком о реструктуризации долгов «Сибмоста».

По мнению гендиректора Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица» Валерии Герасименко, шансов оспорить решение суда у сторон практически нет.

«Брачный договор заключался в процессе оформления кредитов у Сбербанка, то есть как минимум супруги были осведомлены о принимаемой долговой нагрузке и ее условиях. Сам брачный договор преду­сматривает неравноценное распределение активов между супругами с учетом установленного законом общего правила 50/50, что косвенно подтверждает цель выведения активов»,— считает она.

Госпожа Герасименко полагает, что для пополнения конкурсной массы Альберта Кошкина сделки по продаже его бывшей супругой имущества, полученного по брачному договору, также могут быть оспорены. Юрист юридической фирмы «Арбитраж.ру» Антон Кравченко говорит, что после возврата имущества в совместную собственность супругов финансовый управляющий Альберта Кошкина сможет продать его с торгов, перечислив 50% от вырученных денег Лидии Кошкиной. Он также полагает, что если за период, пока отчужденные по брачному договору доли и акции находились у супруги, из этих компаний продолжали выводить активы, то такие сделки могут быть оспорены как совершенные за счет имущества должника. В то же время адвокат коллегии адвокатов «Регионсервис» Станислав Соболев считает, что восстановление режима совместной собственности не ставит под сомнение дальнейшие сделки с их имуществом: «Арбитражный управляющий вправе в отдельном процессе истребовать это имущество у конечного приобретателя, но для этого ему нужно будет доказать его недобросовестность».

В Сбербанке и АФК «Система» официально комментировать решение суда и возможные риски оспаривания соглашений о покупке аэропорта не стали. Вместе с тем источник, близкий к АФК «Система», сообщил „Ъ-Сибирь“, что «в корпорации не видят угрозы сделке».

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика