Внешнее управление над иностранными активами разрешат вводить в ТЭК и ОПК

Правительство предлагает расширить депутатский законопроект о контрсанкциях

Внешнее управление над иностранными активами разрешат вводить в ТЭК и ОПК

16 мая правительство поддержит с учетом некоторых замечаний и дополнений внесенный 12 апреля в Госдуму депутатами законопроект о введении внешней администрации по управлению организациями с иностранным участием. Об этом «Ведомостям» рассказали федеральный чиновник и собеседник, близкий к правительству.

Белый дом рекомендует скорректировать законопроект, следует из проекта отзыва, с которым ознакомились «Ведомости». Он, в частности, предлагает расширить перечень организаций, в которых может быть введено внешнее управление, за счет производителей продукции, «применяемой при производстве вооружения, военной, специальной техники», и производителей продукции, применяемой при реализации «проектов в топливно-энергетическом комплексе России». Эти термины в проекте отзыва Белого дома детально не раскрываются. Но, по словам федерального чиновника, речь идет о «предприятиях, которые не учли сразу при разработке инициативы».

Речь идет не о переработке законопроекта, а о его углублении и дополнении, подчеркивает источник «Ведомостей». Базово депутаты предлагали вводить процедуру в отношении компаний, которые занимаются производством товаров первой необходимости, занимающих доминирующее положение на рынке, являющихся единственным производителем определенных видов продукции и т. д. Основанием для назначения внешней администрации может стать прекращение работы компании после начала специальной военной операции (СВО) на Украине 24 февраля, перебои с ее стороны снабжения потребителей и др. Законопроект позволяет вводить внешнюю администрацию по решению арбитражного суда (как выглядит процедура – см. врез) в отношении имеющих «существенное значение» для России организаций, которыми более чем на 25% владеют лица из недружественных стран.

ВЭБ.РФ (по умолчанию будет выполнять функции внешней администрации) «готов работать по всем направлениям, которые будут определены», сказал «Ведомостям» представитель госкорпорации: «Для решения поставленных задач будут привлекаться как действующие специалисты, так и в случае необходимости развиваться новые компетенции, в том числе с привлечением профильных специалистов и лучшей на рынке экспертизой».

Кого коснутся поправки в ТЭК

Чисто логически присутствие производителей для ВПК или проектов в сфере ТЭК в списке организаций, где можно вводить внешнее управление, было бы правильным, поскольку это позволит «закрыть» все потенциально важные для безопасности страны сферы, говорит партнер юркомпании «Дювернуа лигал» Александр Арбузов: «Потенциально в этот круг может попасть большое число предприятий». Пополнение списка организаций производителями продукции ОПК и проектами ТЭК не является неожиданным в условиях, когда два этих сектора экономики являются архиважными с точки зрения государства, говорит старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко.

«По первоначально разработанной версии законопроекта под внешнее управление могут попасть компании, в которых лица из списка «недружественных» стран владеют более 25% долей. Таких компаний особенно много в ТЭК и до настоящего времени от них поступают заявления о намерении покинуть российский рынок», – отмечает он.

В электроэнергетике ключевыми инвесторами из ставших недружественными стран являются финская Fortum, подконтрольная ей немецкая Uniper (экс-E.On) и итальянская Enel. Эти компании при реформе РАО ЕЭС в 2000-х гг. выкупили контрольные пакеты акций генкомпаний ТГК-10, ОГК-4 и ОГК-5 (сейчас «Фортум», «Юнипро» и «Энел Россия» соответственно), владеющих крупными ТЭС в различных регионах страны. У Fortum также есть блокпакет (29,5%) в подконтрольной «Газпром энергохолдингу» ТГК-1 с генерацией на Северо-Западе страны.

После начала санкционной кампании против России из-за СВО на Украине эти инвесторы объявили о приостановке инвестиций, а затем и о выходе из российских активов. Например, Fortum заявила о «контролируемом уходе» 12 мая, а Enel говорит о том, что покинет Россию, продав активы, с марта. О том, кто может выкупить доли европейских концернов в российских энергокомпаниях или стать «временным управляющим», не говорилось.

В крупных нефтегазовых компаниях инвесторов из недружественных стран с блокирующим или контрольным пакетом нет.

Даже считающиеся крупными инвестициями доли британской BP в «Роснефти» или французской Total в «Новатэке» чуть не дотягивают до 20%. Более крупные доли у иностранцев могут быть в СП для разработки отдельных добычных проектов. Например, у англо-голландской Shell, еще в самом начале СВО объявившей о выходе из российского бизнеса, есть паритетные СП с «Газпромом» (например, Salym Petroleum Development и «Гыдан энерджи»), а также блокпакет в 27,5% акций в СРП-проекте «Сахалин-2». Та же Shell уже в мае объявила о продаже «Лукойлу» своей сети АЗС и завода по производству масел в Торжке.

«Ведомости» направили запросы в эти энергокомпании, а также в Минэнерго.

Ряд недружественных стран ЕС уже предприняли шаги по перехвату управления в активах российских нефтегазовых компаний. Например, ФРГ забрала управление в Gazprom Germania GmBH, получив контроль над трейдинговыми структурами и подземными хранилищами (ПХГ), ранее принадлежавших «Газпрому». Польша наложила санкции на долю «Газпрома» (48,8%) в СП Europol Gaz, владеющем польским участком газопровода «Ямал-Европа», и трейдинговые активы «Новатэка» в стране. А канцлер Австрии Карл Нехаммер 13 мая грозил отнять у «Газпрома» крупнейшее ПХГ страны, если российская компания не будет заполнять его газом.

Как это затронет ВПК

Ранее эксперты говорили, что под новые нормы может попасть более 10 % компаний, которые приостановили свою деятельность в России, говорит Зинченко. 

Но, по его словам, объем компаний, которые могут попасть под новое «внешнее управление», будет зависеть от того, какая в итоге концепция будет оформлена в виде итогового документа. Логично, что государство желает контролировать любые социально значимые объекты и бизнес, который может повлиять на поставку или разработку в том числе ПО для военной деятельности, считает управляющий партнер Impravo Максим Борисов: «ВПК и его подрядчики всегда проверялись на участие иностранных лиц, и те просто не допускались туда изначально». 

Предприятий с иностранным участием, которые выпускали бы в России вооружения и военную технику, нет, говорит эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов. Поэтому в отзыве правительства речь идет скорее о таких предприятиях, которые выпускают разные материалы, используемые для производства военной техники, – например, краски, метизделия, различные расходные материалы и компоненты, поясняет эксперт.

Первоначальный законопроект предусматривал возможность введения внешнего управления на предприятиях, имеющих высокое социальное значение, напоминает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. «Очевидно, что военная и иная специальная техника, хотя и не несет высокой социальной важности, государству необходима», – считает он. 

Когда примут поправки

Председатель Госдумы Вячеслав Володин 15 мая написал в своем Telegram-канале, что эта депутатская инициатива «даст возможность сохранить рабочие места». Законопроект включен в примерную программу рассмотрения законопроектов на май 2022 г. В Госдуме сейчас ждут отзыва правительства и первое чтение законопроекта может пройти уже на этой неделе, считает один из авторов инициативы Олег Матвейчев («Единая Россия»): «Вряд ли его примут на этой неделе сразу же во втором чтении, там будет много полемики и много поправок. Но в целом мы настроены принять законопроект в весеннюю сессию». 

Сейчас какие-то уходящие компании уже продают активы, другие выстраивают новые логистические цепочки, но скорее всего все равно будут «бесхозные компании», полагает депутат: «Другой инициативы нет, а таким компаниям нужно будет по какому-то законодательному регулированию существовать».

О том, что законопроект точно пройдет по крайней мере первое чтение, «Ведомостям» подтверждают два федеральных чиновника. По словам одного из них, соответствующее решение уже принято, но срочности, которая требует одобрить закон в первом чтении, а затем оперативно принять во втором и третьем, в правительстве не видят. В таком «полуподвешенном» виде к тому же это «пугалка для иностранцев», чтобы они не уходили и не бросали бизнес, рабочие места в России, разъясняет он.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика