Заявитель не согласился с завершением конкурсного производства, поскольку у должника имелась невзысканная дебиторская задолженность, а правом требования о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности распорядились не все кредиторы. Суд округа поддержал заявителя. Так, управляющий был обязан принять все меры для формирования конкурсной массы (в том числе – самостоятельно выявить сведения о долге и взыскать его), а результат своей работы — достоверно отразить в отчете.
Дело о банкротстве: № А40-250416/2017, должник – ООО «ТрансМагистральКомплект»
Судебный акт: постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 января 2022 года
Суть спора
Конкурсное производство в отношении должника завершили, из-за несформированной конкурсной массы расчеты с кредиторами не производили. Суды посчитали, что управляющим выполнены все необходимые мероприятия, доказательств реальной возможности пополнения конкурсной массы не представлено.
С этим не согласился кредитор, полагающий, что у должника есть не взысканная дебиторская задолженность. Кроме того, ранее контролирующее должника лицо (КДЛ) привлекли к субсидиарной ответственности, и судьба этой задолженности также не была в полной мере определена.
Позиция суда округа
В кассации с подателем жалобы согласились. Так, в деле имелся судебный акт о признании бездействия управляющего по взысканию задолженности с общества неправомерным.
Ранее руководитель должника направлял в адрес общества письмо с требованием погасить долг в размере 228 млн. рублей за оказанные услуги. Общество задолженность признало и для частичного ее погашения перечислило 100 млн. рублей. Деньги вернулись плательщику, поскольку счет получателя был закрыт. Общество обратилось к конкурсному управляющему за актуальными реквизитами, но ответа не получило.
Кроме того, с обществом были заключены госконтракты, информация о которых содержалась в открытых источниках. Добросовестный и разумный управляющий должен был сам выявить эту информацию и взыскать долг.
Также было отмечено, что правом распоряжения взысканной с КДЛ суммы «субсидиарки» воспользовались не все кредиторы.
Таким образом, управляющий не предпринял мер по взысканию дебиторской задолженности и пополнению конкурсной массы. В отчете, на основании которого конкурсное производство завершалось, не содержалось сведений даже о 100 млн. рублей задолженности общества, хотя ранее эта сумма учитывалась. Доказательств реализации долга или его списания представлено не было.
Ввиду неполного выяснения обстоятельств дела спор направили на новое рассмотрение.