Депутаты планируют внести такой законопроект в Госдуму 13 января
Судебным приставам, согласно документу, нужно закончить исполнительное производство о взыскании долга в течение трёх дней, после того как человек выплатит всю сумму или его признают банкротом. То же правило должно действовать, если судебный акт о взыскании отменят или станет известно, что у человека нет имущества, за счёт продажи которого можно погасить задолженность. Такие поправки в Закон «Об исполнительном производстве», как стало известно «Парламентской газете», планирует внести в Госдуму 13 января группа депутатов. По мнению авторов, сейчас срок этих процедур слишком большой, из-за чего с людей могут продолжить взыскивать средства, хотя они уже должны быть от этого освобождены.
Долгая история
Сейчас судебные приставы-исполнители обязаны окончить производство против должника в трёх ситуациях: человек погасил задолженность, его признали банкротом или у него нет имущества, на которое может быть обращено взыскание. Также Закон «Об исполнительном производстве» предусматривает закрытие дела, если суд отменил решение о списании средств или признал исполнительный документ недействительным. В таких бесспорных случаях перестать удерживать деньги и снять все наложенные ограничения, в том числе аресты на банковские счета и имущество гражданина, должны в течение двух месяцев.
По мнению авторов законопроекта, депутатов Василия Пискарева, Натальи Костенко и Ивана Демченко, это слишком долгий срок. Может сложиться так, что человек отправил копию судебного акта приставам, но списания продолжаются ещё два месяца. Чтобы вернуть их, ему приходится обращаться в суд. Тяжбы занимают ещё как минимум пару месяцев, и всё это время наложенные приставами ограничения сохраняются, сказала «Парламентской газете» Наталья Костенко.
Существующие правила не стыкуются и с законодательством о банкротстве, по которому человека сразу освобождают от обязательств выплачивать просроченные кредиты и налоги. Кроме того, иногда судебные приставы-исполнители затягивают с решением, и людям приходится действовать через руководство подразделения Федеральной службы судебных приставов, а потом и через суд, говорится в пояснениях к документу.
Наталья Костенко рассказала, что к ней обратились люди, которые отправили приставам судебные акты о своём банкротстве, но взыскания не прекратились. Например, с обанкротившейся пенсионерки продолжали удерживать половину пенсии, оставляя ей на существование пять тысяч рублей в месяц, а жалобу не удовлетворили, так как в документе не был указан номер исполнительного производства. В другом случае женщине отказали в окончании дела из-за того, что она не приложила к заявлению реестр кредиторов, хотя такая обязанность законом не предусмотрена. А ещё одна заявительница, погасившая налоговые долги на восемь тысяч рублей, сообщила, что пристав наложил на её дом арест, несмотря на то что налоговый орган уже отправил уведомление о погашении долга.
Успеть за три дня
Наталья Костенко напомнила, что в прошлом году приняли закон, который предусматривает автоматическое прекращение взысканий, если приставы получили информацию в электронном виде. Это касается, например, случаев, когда банк сам сообщает приставам о погашении задолженности либо человек оформляет ходатайство на портале госуслуг. Но это работает не всегда, так как электронное взаимодействие налажено не со всеми организациями, а подтверждённая учётная запись на портале есть меньше чем у половины россиян. Если же обращаться к приставам в письменном виде, приходится ждать два месяца.
Поэтому законопроект требует прекращать исполнительное производство в течение трёх дней с того момента, как Федеральная служба судебных приставов получит судебный акт об отмене взыскания, признании недействительным исполнительного документа, банкротстве должника или информацию о полной уплате задолженности. Эти документы должны поступать из суда или информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Предполагается, что новые правила вступят в силу 20 июня 2022 года. В работе над законопроектом участвовала и сама служба судебных приставов.
Такая инициатива имеет право на жизнь, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
«Когда решение освободить гражданина от взысканий принято, но, по сути, не исполняется, это сильно подрывает авторитет власти. А благодаря проектируемым нормам такие недоразумения могут уйти в прошлое», — сказал депутат «Парламентской газете».
По его мнению, предложенный порядок может не только избавить людей от неправомерных списаний, но и снизить загруженность приставов, которые смогут сосредоточиться на других делах, не отвлекаясь на производство, по которому уже всё решено. При нынешнем уровне цифровизации вполне можно сократить сроки принятия решения в бесспорных случаях, считает Анатолий Выборный.