Как правило, кредитные организации не информируют клиента о том, что договор на открытие вклада содержит и согласие на открытие брокерского счета.
Банк России рекомендует не использовать договоры банковского обслуживания, в которых заранее проставлено согласие клиента на открытие брокерского счета и услуги депозитария. Об этом говорится в информационном письме регулятора.
Отмечается, что некоторые банки стали автоматически «подписывать» граждан на открытие брокерских счетов.
«Для этого применяется единая форма документа (заявления, анкеты): клиент расписывается один раз и принимает сразу все условия, не имея выбора. В итоге, обратившись в банк, например, для выпуска карты или открытия вклада, он может стать обладателем брокерского счета, даже если не планировал торговать на бирже», – сообщили в пресс-службе ЦБ.
Там подчеркнули, что многие клиенты не всегда внимательно изучают документы перед подписанием и узнают об услуге только после звонков и писем от связанного с банком брокера. При этом нет гарантий, что брокер или депозитарий не начнут взимать комиссии, даже если счета не используются.
«Наличие заранее установленного согласия может ввести клиента в заблуждение относительно заключаемого им договора комплексного банковского обслуживания и привести к нарушению его законных прав и интересов», – говорится в письме регулятора.
Банк России рекомендует при применении единой формы документа дать гражданам возможность выбора интересующих их услуг, а также дополнительно информировать клиентов о возможности отказаться от некоторых из них.