Министерство финансов РФ переложило ответственность за репутационный ущерб из-за незаконного уголовного преследования арбитражного управляющего Игоря Вышегородцева на СМИ. Это следует из отзыва на исковое заявление управляющего.
Минфин, который выступает ответчиком по гражданскому иску господина Вышегородцева о взыскании с РФ 237,16 млн рублей компенсации морального вреда в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование, возражает против заявленных требований. В ведомстве считают, что не установлено право истца на реабилитацию. Помимо этого в деле якобы нет доказательств того, что управляющий перенес моральные и физические страдания именно из-за незаконного уголовного преследования по делу «Финансиста».
Что касается репутационного ущерба, то Минфин считает, что органы предварительного следствия не должны отвечать за публикации в СМИ и истец имеет право обратиться в СМИ с требованием опровержения, а само государство не виновно в этих публикациях.
В свою очередь защита Игоря Вышегородцева полагает, что ответчик «может оспаривать лишь размер компенсации морального вреда, а не обстоятельства, которые сами по себе являются установленными и доказыванию не подлежат». «Если в судебном процессе такую позицию занял бы ответчик, который не является государственным органом (физ. лицо или коммерческая организация и т.п.), то, оправдывая его, можно было бы сослаться на принцип состязательности сторон в гражданском процессе, который он, якобы, реализовывает. Но в нашем случае ответчиком является РФ в лице своего государственного органа. Т.е. с одной стороны РФ признает безусловное право на реабилитацию (в том числе компенсацию морального вреда), а с другой стороны в процесс приходит представитель госоргана, от имени которого действует РФ, и не признает. Получается, что либо представитель, являясь госслужащим плевать хотел на закон, а также на репутацию госоргана и государства, либо кто-то из руководителей этого госоргана», – отмечают представители в суде господина Вышегородцева.
Сам Игорь Вышегородцев пояснил «Абирегу», что считает позицию Минфина бредом, так как моральный вред он получил из-за незаконного уголовного преследования. Он рассказал, что до сих пор не получил от прокуратуры официальных извинений, хотя это должен был сделан еще Александр Гулягин. Когда он получит извинения, то обратится в СМИ с просьбой написать об этом. Взыскивать с журналистом денежную компенсацию он не намерен.
Напомним, в 2020 году уголовное преследование управляющего по делу о хищении активов Кредитного потребительского кооператива граждан «Финансист» было прекращено по реабилитирующим обстоятельствам (в связи с отсутствием состава преступления).
Управляющий оценил размер компенсации морального вреда в 237,16 млн рублей (такая же сумма фигурировала в уголовном деле в качестве ущерба). В обоснование своей позиции в иске Игорь Вышегородцев отметил, что для его деятельности важна хорошая деловая репутация, а любое «пятно» может привести к существенным убыткам и потере клиентов. Информация об уголовном преследовании управляющего была распространена в авторитетных СМИ региона. После чего многие кредиторы стали негативно относиться к управляющему, говорил господин Вышегородцев. Он отмечал, что перенес «нравственные страдания и переживания, которые были вызваны не просто субъективным отношением к подозрению в мошенничестве, но и объективным пониманием того, что с учетом сложившейся ситуации любой человек испытывал бы такие же тяжелые по своему характеру и длительности нравственные страдания и переживания». Управляющий также ссылается на постановление ЕСПЧ, в котором говорится, что не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание.
Управляющий продолжает настаивать, что его уголовное преследование велось незаконно, и намерен дойти до ЕСПЧ. Ранее Воронежский областной суд отменил решение нижестоящий инстанции, которая не стала рассматривать заявление арбитражного управляющего Игоря Вышегородцева о признании незаконным бездействия сотрудников регионального СУ СК по делу «Финансиста».
Параллельно этому Ленинский райсуд Воронежа рассматривает уголовное дело, в основе которого лежит банкротство госпредприятия «Военторг № 769». Игоря Вышегородцева обвиняют в совершении трех эпизодов растраты (ч. 4 ст. 160 УК РФ).
Фотография со страницы в Facebook Игоря Вышегородцева