Состояние несостоятельности: почему в России стало больше банкротов

Состояние несостоятельности: почему в России стало больше банкротов

Количество банкротств граждан в России в первом полугодии 2021 года выросло в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а число банкротств компаний увеличилось впервые с 2017 года. И это не предел, предупреждают эксперты, тренд сохранится в ближайшее время – обществу только предстоит справиться с последствиями локдауна и экономического кризиса из-за коронавируса.

Сплошные ограничения

Возможность стать банкротом появилась у россиян в октябре 2015 года. С этого момента они сами или их кредиторы могут инициировать этот процесс через суд. Он позволяет гражданину избавиться от непосильных долгов, а кредиторам – получить с неплательщика хоть что-то, если у того есть какое-то имущество или доход.

Но вопреки расхожему мнению недостаточно просто объявить себя банкротом, чтобы избавиться от финансовых обязательств. Сначала с торгов распродается имущество, и лишь потом, если полученных средств не хватило для покрытия всех долгов, их остаток аннулируется. При этом с молотка уйдет все относительно ценное имущество, например, дача, машина. В двух случаях за долги суд может отобрать даже единственную квартиру. Во-первых, если она в ипотеке у банка. Во-вторых, если суд решит, что она слишком «роскошна» для семьи должника. В этом случае ему должны предоставить жилье поскромнее – с учетом социальных норм, которые в регионах разнятся и в среднем варьируются от 13 до 18 кв. метров жилой площади на человека.

Кроме того, человек после получения статуса «банкрот» на три года лишается права руководить компаниями и создавать их, а в течение пяти лет при оформлении кредитов обязан сообщать об этом эпизоде в своей биографии.

«Существенность этих ограничений в каждом конкретном случае носит индивидуальный характер и во многом зависит от социального статуса, образования, карьерных амбиций человека, – говорит старший юрист банкротного направления Crowe CRS Legal Антон Фомин. – Очевидно, что если человек никогда не занимал руководящие должности в компаниях, то последствия в виде невозможности их занимать в течение трех лет нельзя назвать существенными, а если он являлся топ-менеджером, то такое последствие существенно ограничивает его карьерные возможности».

И популярность судебной процедуры личного банкротства растет с каждым годом, следует из статистики Федресурса. За все время ее существования таким способом несостоятельными стали 370 326 граждан.

За первые шесть месяцев 2021 года суды признали банкротами 88 046 россиян, включая индивидуальных предпринимателей. Это в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда статус несостоятельных получили 42 712 человек. Причем за первое полугодие 2020 года рост был в 1,5 раза к такому же периоду 2019 года, тогда обанкротились 20 014 россиян.

«Мы наблюдаем продолжение тенденции прошлых лет. С каждым годом в России растет количество личных банкротств. Ежегодное увеличение количества процедур банкротства граждан связано в том числе с «ловушкой низкого старта». То есть институт банкротства постепенно становится более востребованным легальным механизмом освобождения граждан от безнадежных долгов», – считает замминистра экономического развития Илья Торосов.

В статистику за январь–июнь 2021 года могли попасть и граждане, долги которых признаны безнадежными в предыдущие годы. «Впоследствии некоторое увеличение числа банкротов может происходить из-за долгов, накопленных во время пандемии», – считает Илья Торосов.

Эксперты согласны, что информированность граждан повлияла на число случаев несостоятельности, но считают, что это лишь один из факторов. «Есть объективные причины роста банкротств: это и закредитованность населения, и падение реальных располагаемых доходов россиян. В ситуации неплатежеспособности банкротство может быть привлекательным способом избавиться от задолженности. В данном случае нельзя говорить только лишь о росте предложения и рекламы по списанию долгов со стороны юристов и арбитражных управляющих как о причинах популярности этого института среди граждан», – считает руководитель проектов юркомпании РКТ Денис Данилов.

Банкрот по-простому

Растет популярность и внесудебной – через многофункциональные центры (МФЦ) – процедуры личной несостоятельности, свидетельствует статистика. Процедура доступна с сентября 2020 года россиянам, накопившим долги от 50 до 500 тыс. рублей. Но есть одно обязательное условие, значительно суживающее ряды потенциальных пользователей этого механизма. В отношении заявителя приставы должны завершить исполнительное производство о взыскании долга из-за отсутствия у человека имущества и заработков, за счет которых можно было бы его погасить.

Процедура внесудебного банкротства продолжается полгода и, если за это время у человека не появятся средства, завершается их списанием. Из-за этого первые оконченные процедуры появились с 1 марта 2021 года – спустя полгода с момента вступления в силу соответствующего закона. В марте–июне 2021 года МФЦ опубликовали сообщения о завершении 1679 внесудебных банкротств граждан, говорится в статистике Федресурса. Всего же в первом полугодии граждане обращались в МФЦ 4698 раз с просьбой признать их несостоятельными. Положительно для них вопрос разрешился в 47% случаях, 2470 заявлений были возвращены заявителям.

Впрочем, процент возвратов становится заметно меньше, следует из данных МФЦ. Сразу после запуска процедуры число отказов достигало 70–80%. Но тогда же и число обратившихся в МФЦ было в разы больше. В сентябре 2020 года в МФЦ поступило 1945 заявлений, процедура была возбуждена только по 394 из них, то есть в 20% случаев. В октябре таких обращений было 1604, а положительное решение принято было по 426 из них, то есть в 27%. В 2021 году ситуация изменилась, теперь число заявлений не превышает тысячи в месяц, а в мае и июне вообще составило 551 и 686 соответственно, но процедура была инициирована почти по половине заявок в 47% и 50% случаев.

Такую тенденцию в Минэкономразвития, отвечающем за реализацию нового механизма, связывали с возрастающей осведомленностью граждан о правилах внесудебного банкротства и требованиях, предъявляемых к пользователям. «Разрыв между количеством сообщений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства и о возврате гражданину заявления уменьшался поэтапно. Это говорит о том, что растет уровень осведомленности граждан о новой процедуре», – говорит Илья Торосов.

Кризис компаний

Число банкротящихся компаний в России снижалось последние четыре года. Если в 2017 году финансовый крах потерпели 13,5 тыс. компаний, то в 2020-м – 9,9 тыс. компаний. Снижение в прошлом году оказалось рекордным –почти на 20%. Сказался правительственный мораторий, запрещающий кредиторам инициировать дела о несостоятельности своих контрагентов. Он действовал в отношении компаний из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса отраслей экономики, среди которых гостиничный бизнес, кафе и рестораны, перевозчики и другие.

В январе текущего года мораторий был отменен, и, как предрекали эксперты, тренд изменился: за первое полугодие 2021-го число банкротов возросло на 9,2% – до 4918. Годом ранее за январь–июнь обанкротились 4502 компании. Однако это значение все равно остается на 19% меньше числа банкротств в первом полугодии «доковидного» 2019 года, тогда финансовую несостоятельность суды зафиксировали у 6083 организаций.

Но все может измениться в ближайшие месяцы, свидетельствует статистика и подтверждают эксперты. Опережающими темпами растет в Федресурсе число публикаций уведомлений кредиторов об их намерении подать в суд заявление о банкротстве контрагента. Эта процедура является обязательной перед обращением в суд, иначе тот откажет в его рассмотрении. Но нередко кредитор идет в суд не сразу, а через пару месяцев, если его контрагент так и не заплатит по счетам. За первые шесть месяцев этого года таких уведомлений было почти 16 тыс., что на 14,6% больше, чем за первое полугодие «доковидного» 2019 года, и почти на 30%, чем в аналогичный период 2020-го.

Большое количество уведомлений о намерении обратиться с заявлением о банкротстве может говорить о том, что большое количество банкротных дел придется на конец года, считает юрист «КСК Групп» Нина Бабинова.

«Тенденция по увеличению числа банкротств будет сохраняться как минимум ближайший год. Рост связан с отменой моратория на банкротство и с экономической ситуацией в стране. В результате действия очередных антиковидных ограничений осенью число банкротств будет увеличиваться, в особенности в столичном регионе», – считает старший юрист практики реструктуризации и банкротства Savina Legal Александра Алфимова.

Кроме того, объясняет она, действовавший мораторий не предотвратил банкротства, а лишь отсрочил их. «В силу многочисленных ограничений компании, на которые он распространялся, не могли полноценно продолжать бизнес и поддерживать платежеспособность на докризисном уровне. Поэтому сразу после его отмены и кредиторами, и должниками было подано большое количество заявлений, и тенденция роста их числа сохраняется», – говорит эксперт.

Причиной роста является и то, что договоренности по отсрочке, рассрочке исполнения обязательств, достигнутые в 2020 году, в 2021-м в большинстве случаев перестали действовать, объясняет Александра Алфимова. В результате кредиторы, пытаясь остаться на плаву, требуют от должников погашения долга, а затем прибегают к банкротству.

Не исключена и цепная реакция, когда один банкрот толкает в финансовую пропасть своих контрагентов, поскольку без его платежей им не выжить. Часто контрагенты не могут рассчитывать на возврат долга и за счет реализации имущества банкрота – их, как правило, много, а активов мало. «По статистике Федресурса, в 2019 году по результатам конкурсного производства кредиторы не получили ничего в 68% процедур, а доля удовлетворенных требований составила 4,7%», – говорит Антон Фомин.

Однако Денис Данилов полагает, что хоть рост числа банкротств продолжится, но маловероятно, что он будет резким.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version