Законопроект о реформе банкротства юрлиц одобрен правительством и будет вынесен на обсуждение в Госдуму в ближайшее время. Разработчик законопроекта — Минэкономразвития РФ называет предстоящую реформу революционной.
«Не скрою, не всех заинтересованных участников устраивает предлагаемое регулирование как довольно революционное», — прокомментировал 5-tv.ru заместитель министра экономического развития Илья Торосов.
Так чего же ждать бизнесу
Главное новшество — это сокращение количества процедур банкротства с четырех сегодня существующих до двух. Вместо наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления останутся только реабилитация (реструктуризация долгов) и ликвидация (конкурсное производство).
Разработчики законопроекта говорят, что действующие механизмы банкротства направлены скорее на ликвидацию, а не на сохранение бизнеса, чем, по идее, должны являться. Чиновники не без оснований считают, что реабилитационные процедуры сейчас крайне редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников.
По данным Единого федерального реестра о банкротстве (ЕФРБ), в 2019–2020 годах реабилитационные процедуры применялись только в 2% случаев банкротства При этом только 5% требований кредиторов были удовлетворены, а работники предприятий-банкротов за это время потеряли около 1,5 миллиардов рублей, сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
«Мы делаем акцент на реабилитации бизнеса, чтобы должник и его кредиторы не боялись обращаться в суд. В суде есть возможность договориться о дисконте или продлить сроки возврата задолженности», — пояснил на заседании кабмина министр экономического развития Максим Решетников.
Если бизнес все же не удается сохранить, Минэкономразвития предлагает усовершенствованную процедуру ликвидации. Главная ее задача — максимально быстро вернуть активы в хозяйственный оборот. Ожидается, что ликвидация будет длиться около года.
Что изменится в процедуре ликвидации?
Во-первых, в ходе конкурсного производства будет сложно накапливать долги. Кредиторы юрлица-должника будут обязаны прекратить такую деятельность в течение девяти месяцев со дня начала конкурсного производства, иначе они берут на себя риски возможных убытков.
А для сохранения потенциальной платежеспособности бизнеса вводится возможность его продажи целиком, через реорганизацию.
Эти новшества позволят исключить «затяжные банкротства», когда в течение долгого времени предприятие продолжает убыточную деятельность, выводя деньги и накапливая долги.
Во-вторых, будет усилена ответственность саморегулируемых организаций (СРО) за убытки, причиненные ее членами. Убытки будут взыскиваться в полном размере за счет средств компенсационного фонда СРО.
Изменится и сам размер фонда СРО с которым могут работать арбитражные управляющие. Вместо нынешних 50 миллионов рублей вне зависимости от размера бизнеса должника, устанавливаются новые показатели: 50 миллионов рублей — для участия в процедурах банкротства должников с незначительным объемом активов; 100 миллионов рублей — средний бизнес; 200 миллионов рублей — крупный бизнес.
В-третьих, будет изменен механизм назначения арбитражных управляющих. Планируется использовать балльную оценку и систему случайного выбора. Будет создан «Регистр арбитражных управляющих» с оценкой результатов их деятельности за предыдущий период.
Эти изменения, считают в министерстве, должны исключить ситуации, когда контролирующие должника лица ставят зависимых от них управляющих, чтобы затянуть процедуру банкротства и скрыть имущество.
Мнение рынка
Представители института арбитражных управляющих говорят, что новый закон существенно упростит банкротство и сделает все процедуры максимально прозрачными, что очень позитивно скажется на рынке.
Однако норма о внедрении «Регистра арбитражных управляющих» вызвала у юристов, в основном поддерживающих положение «банкротной реформы», некоторое удивление.
«Непонятна балльная система. Можно предположить, что больше всего баллов будет у того, арбитражного управляющего у кого больше практика. Не повлечет ли это ущемления прав и возможностей новых арбитражных управляющий, людей, которые только что вступили на этот путь», — комментирует юрист и арбитражный управляющий Павел Чукавин.
Банкротство юридических лиц это очень тонкая вещь, говорит арбитражный управляющий. Там очень много рисков.
«Там есть возможность злоупотребления правом как со стороны кредиторов, так и со стороны должников и третьих лиц. Поэтому дать рынку еще один инструмент медиации который предлагает Минэкономпразвития (имеется ввиду реструктуризация долгов, ред.), это хорошо», — подчеркнул юрист.
Банкротный маркетплейс
И наконец, в качестве вишенки на торте Минэкономразвития анонсировало существенные изменения в механизм торгов.
«Меняется механизм торгов., они ускоряются за счет применения качелей. Это англо-голландский аукцион. Для раскрытия информации о будущих продажах создается информационная система маркетплейс», — сообщил 5-tv.ru замминистра экономики и развития РФ Илья Торосов.
Маркетплейс — информационная система, предусматривающая возможность раскрытия сведений о будущей продаже активов должника. Это, считают в министерстве, повысит прозрачность процедуры и снизит риски манипуляции торгами, как происходит сейчас при информировании узкого круга покупателей. А англо-голландская система торгов обеспечит быструю продажу имущества по максимально высокой цене и при минимальных расходах на проведение торгов.