Незаконный доход — до ₽90 млн
В Челябинске может быть продолжено строительство метро, которое было остановлено несколько лет назад.Вокруг долгостроя постоянно возникают скандалы то с необоснованными расходами, то со сменой подрядчика. Последняя история — с отменой итогов аукциона на строительство и содержание объектов метрополитена с начальной ценой в 49 млн рублей из-за того, что к участию было неправомерно допущено свердловское ООО «Спецподземстрой», которое работало в Челябинске на аналогичных контрактах весь 2020 год и до середины апреля этого года. Выяснилось, что у фирмы еще год назад закончилась лицензия и какое-то время работы велись без нее. Как стало известно Znak.com, разбирательством в ФАС история не закончилась: в отношении неустановленных пока лиц из числа руководства компании «Спецподземстрой» возбудили уголовное дело о незаконном предпринимательстве с извлечением дохода в особо крупном размере (пункт «б» части 2 статьи 171 УК РФ). pasha-vidik.livejournal.com
По данным СПАРК, ООО «Спецподземстрой» зарегистрировано в 2000 году в Екатеринбурге. Фирма принадлежит Борису и Марине Матвеевым, одноименному ООО и Ирине Кокориной.
Достроят ли челябинское метро после послания Путина и сколько это будет стоить
У компании в 2020 году было два госконтракта с управлением капстроительства Челябинска. Один — на выполнение строительно-монтажных работ по первому пусковому участку первой линии метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы» — был заключен в июне 2020 года с плановым сроком исполнения в ноябре 2020 года. Сумма контракта 48 млн рублей. 1 марта 2021 года контракт прекращен по соглашению сторон. Фактически к моменту расторжения подрядчику было выплачено 45 млн рублей. Второй такой же — на 62 млн рублей — мэрия Челябинска заключила с компанией в октябре 2020 года со сроком исполнения до 30 апреля 2021 года. Однако 12 апреля этого года контракт прекратили, и снова — по соглашению сторон. Согласно сайту госзакупок, на момент расторжения контракта подрядчик получил 43 млн рублей. В обоих соглашениях о расторжении оговаривается, что заказчик и подрядчик не имеют друг к другу никаких претензий.
Весной «Спецподземстрой» заявился на такой же аукцион (на 49 млн рублей и на следующий период 2021 года) и даже выиграл в нем. Но это не устроило второго участника закупки — многолетнего, теперь уже также бывшего, строителя метро АО «Челябметрострой». Оспаривая итоги аукциона, представители компании заявили, что заявка ООО «Спецподземстрой» была признана соответствующей требованиям закона и документации о закупке без наличия необходимых лицензий, установленных как Федеральным законом № 99-ФЗ, так и конкурсной документацией.
«Метро, и особенно станция „Торговый центр“, которая находится под рекой Миасс, является производственным объектом первого класса опасности, — комментировал ранее главный инженер Олег Туманов. — Поэтому организация, которая эксплуатирует такое производство, согласно Федеральному закону № 99-ФЗ, еще до начала работ обязана иметь такую лицензию. Чтобы ее получить, компания должна иметь обученный и аттестованный персонал в достаточном количестве, располагать оборудованием для работы в особо опасном производстве».
В ООО «Спецподземстрой», по данным представителей «Челябметростроя», заявили, что с 13 июля 2020 года работают на объекте челябинского метрополитена без необходимой лицензии, причем на оборудовании, представленном ему заказчиком.
«Лицензия ОПО (особо опасного производства) в процессе оформления, сколько времени это займет, сказать не могу, — рассказал главный инженер ООО „Спецподземстрой“ Дмитрий Романов в комментарии, представленном в пресс-релизе АО „Челябметрострой“. — Первый и второй контракты составляли по четыре месяца ввиду небольшого объема бюджетных средств у заказчика. На случай чрезвычайной ситуации у нас есть обученная горно-спасательная бригада. Что касается оборудования, то нам оно передано по контракту заказчиком и после окончания работ будет ему возвращено».
В результате комиссия антимонопольного органа вынесла решение о признании нарушений законодательства о контрактной системе при проведении аукциона. Закупку отменили.
«Кроме того, Челябинское УФАС России передало материалы для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица управления капитального строительства администрации города Челябинска в связи с ненадлежащим исполнением предписания антимонопольного органа, выданного ранее», — говорится в сообщении пресс-службы УФАС.
В это же время (конец марта 2021 год), по данным Znak.com, в офисах ООО «Спецподземстрой», расположенных по адресам в Челябинске и по месту регистрации фирмы в Екатеринбурге, сотрудники УФСБ по Челябинской области проводили обыски в рамках возбужденного в отношении указанного подрядчика уголовного дела по части 2 статьи 171 УК РФ («Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере»).
Судя по всему, доход от двух контрактов с мэрией Челябинска, составляющий около 90 млн рублей, будет признан незаконным, так как с лета прошлого года лицензии у фирмы, по предварительным данным, не было.
В пресс-службе УФСБ региона информацию не комментируют.
Известно, что к настоящему моменту мэрия Челябинска отказалась от продолжения сотрудничества с ООО «Спецподземстрой». Однако сама компания не оставляет попыток получить подряды и уже участвовала в новом аукционе все на те же работы, но уже с начальной ценой в 199 млн рублей, проводившимся в начале апреля. Победителем на этих торгах признано ЗАО «Южное горно-строительное управление» из Краснодарского края, предложившее вести работы до конца года за 171 млн рублей. Подписание контракта с фирмой 19 апреля приостановлено по жалобе ООО «Сити Билдинг» из Екатеринбурга (руководитель и совладелец Виталий Чачин, объем госконтрактов в 2020 году — 1,2 млрд рублей). Рассмотрена она будет 26 апреля 2021 года.
Напомним также, многолетний подрядчик мэрии — АО «Челябметрострой» — принадлежит юридическому лицу ООО «ИТСК», которым в свою очередь в равных долях владеют три бизнесмена из Москвы: Андрей Агеев, Кирилл Кучук и Геннадий Мошков.
В суд подан иск о банкротстве строителей челябинского метро
АО «Челябметрострой» до 2020 года получал все многомиллионные контракты от мэрии Челябинска на проведение работ по строительству метро, в частности, первой линии от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы». При этом год от года объем заказов от администрации Челябинска снижается. Для примера: в 2017 году на строительство метрополитена было выделено 700 млн рублей.
Судя по картотеке арбитражных дел, в АО «Челябметрострой» в разгаре корпоративный конфликт, так как подано несколько исков от юрлица к соучредителям и связанным с ними фирмам. Кроме того, подан иск от компании к генеральному директору предприятия Валерию Мочалкину с требованием взыскать с него 15 млн рублей. Сейчас подано заявление и о банкротстве фирмы. По данным картотеки арбитражных дел, иск подала компания «Уралтехгрупп» из Миасса. Сумма требований — 1,5 млн рублей.
Метро в Челябинске собирались строить с начала 90-х годов прошлого века. Но спустя два десятка лет из-за отсутствия финансирования работы остановили. В итоге были заложены несколько станций и разработаны тоннели. Последние несколько лет власти города лишь поддерживают будущий метрополитен в текущем состоянии, выделяя на работы по его обслуживанию порядка 400 млн рублей в год. Накануне президент РФ Владимир Путин упомянул челябинское метро в своем послании, после чего власти региона заявили, что проект будет пересмотрен.
Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов.При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Для лиц старше 18 лет.