Медицинские закупки в Пензенской области стали второй нефтью. Доходность – даже выше. А вот рынок реальных углеводородов лихорадит уже который день. Всему виной пробка в Суэцком канале, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев.
Полтора десятка буксиров, 30 тысяч тонн выкопанного со дна канала песка – и он сдвинулся всего на несколько метров.
«Вчера мы добились некоторого успеха. Пока действуем по намеченной схеме. Если она не сработает, будем искать другие варианты. Увы, я пока не могу сказать, когда мы закончим», – рассказал глава Управления Суэцкого канала Усама Рабиа.
Теперь ждут прилива, который должен вот-вот начаться. А пока весь мир каждый день делает ставки – откроют сегодня навигацию или нет. Судно застряло настолько неудачно, насколько это было возможно. Суэцкий канал перекрыт полностью. Теперь контейнеровоз – главная доминанта местного пейзажа.
«Это действительно большой корабль. У него на борту 20 тысяч контейнеров. И хотя некоторые пустые, во многих товар. Чтобы снять судно с мели, его нужно попробовать разгрузить и уменьшить вес», – рассказал менеджер судоходной компании Маркус Бейкер.
Ever given – один из крупнейших в мире контейнеровозов, построен три года назад. Длиной – в четыре футбольных поля, шириной – в одно поле, высотой вместе с грузом – примерно с 20-этажный дом, водоизмещение – 220 тысяч тонн. По весу это как 30 панельных пятиэтажек. Способен разгоняться до 42 километров в час. Контейнеровоз шел из Китая в Нидерланды. Как и практически все суда, через Суэцкий канал его вел местный, египетский лоцман.
«Лоцман – это человек, который, по сути, управляет судном вместо капитана, когда оно заходит в канал. Потому что капитан не может знать местную лоцию, не может с местными арабами, швартовщиками, с буксирами, с лодочниками – со всей этой бандой общаться», – рассказал капитан судна, блогер Тимур Рудов.
В среду утром над Синайской пустыней, через которую проложен Суэцкий канал, было ветрено. Поднялась песчаная буря. Как уверяют в тайваньской компании Evergreen, в лизинге у которой находится судно, в условиях плохой видимости и при сильном порыве ветра оно резко повернуло. Носом судно врезалось в один берег, кормой – в другой.
«Погодные условия могли быть лишь одной из сопутствующих причин. Здесь вероятны и технические проблемы судна, и человеческий фактор. Будем разбираться», – заявил глава Управления Суэцкого канала Усама Рабиа.
Если вдруг признают, что всему виной обесточивание, Evergreen, скорее всего, обяжут возместить ущерб, что грозит банкротством компании. Впрочем, опытные капитаны склоняются именно к этой версии. Современными судами управляет электроника. Если основная система выходит из строя, ее должна заменить резервная. Но не сразу.
«Пароход потух, автоматика срабатывает, и на запуск уходит порядка 30-40 секунд. Вот этих 40 секунд запросто хватит, чтобы эта бандура сошла с курса и зарезалась в берег», – рассказал капитан судна, блогер Тимур Рудов.
Фотографии судна с МКС сделал российский космонавт Сергей Кудь-Сверчков. Хорошо видна и самая длинная в истории морских перевозок пробка, которая растянулась почти до Индии. Этот же затор может стать и самым дорогим: немецкая страховая компания Allianz уже оценила возможный ущерб мировой экономике.
«Сбои в цепочке поставок, которые и так наблюдаются с начала года из-за нехватки контейнеров, теперь могут обернуться замедлением роста мировой торговли на 1,4% или прямыми потерями в 230 миллиардов долларов», – говорится в сообщении.
Американское агентство Bloomberg приводит свои данные: зафрахтовать судно стало вчетверо дороже по сравнению с тем же периодом прошлого года. Правда, это не только из-за инцидента в Суэцком канале, а еще и из-за последствий пандемии. Но вот уже перевозчики ищут другие пути в обход канала. Поэтому не удивляйтесь, если любимый товар из зарубежного интернет-магазина вдруг резко подорожает.
«Для того, чтобы это значительным образом отразилось на стоимости, судоходные компании, в первую очередь, владельцы контейнерных судов должны принять решение огибать Африку, потратив на это для одного судна более 300 тысяч долларов», – рассказал генеральный директор логистической компании Георгий Властопуло.
Суэцкий канал обслуживает до 15% мировых морских контейнерных перевозок. Длиной всего 160 километров, он в несколько раз сокращает путь из Европы в Азию. В обычных условиях через него проходят не меньше 50 судов в день. Британское аналитическое издание Lloyd’s List подсчитало: день простоя обходится почти в 10 миллиардов долларов.
Сразу после того, как контейнеровоз перекрыл канал, нефть подорожала на 6%. Правда, вскоре цены откатились назад. И если судно снимут с мели в ближайшие дни, больших потрясений на рынке энергоносителей не будет. Ведь в морских перевозках допустимы задержки в неделю.
«Для многих производств это сложно. Скажем, там автомобильная промышленность. Может произойти удорожание на 1-2%, и многие другие вещи, но это не является чем-то критичным или катастрофичным», – поделился руководитель АНО «Институт проблем глобализации» Михаил Делягин.
А вот для казны Египта перекрытие канала может оказаться довольно болезненным. И без того небогатая страна ежедневно не досчитывается 14 миллионов долларов. Это годовой бюджет среднего российского райцентра.
Построенная 150 лет назад французскими колонизаторами водная артерия ещ несколько десятков лет не принадлежала египтянам. Доходы французы делили с англичанами, которые выкупили часть акций. В 1956-м году Египет национализировал канал. Это обернулось Суэцким кризисом. Великобритания, Франция и Израиль начали войну против Египта. Но вмешался СССР. Генсек Хрущев пригрозил западным лидерам ядерным оружием. И это спасло Египет от поражения.
«То, что Суэцкий канал был возвращен в собственность египетского народа от колонизаторов – вот, собственно, та цель, которую преследовал Советский Союз. Она абсолютно, в данном случае, бескорыстна. Кроме того, что Советский Союз получил союзника в лице Египта, никаких экономических дивидендов тут, конечно, не было», – рассказал заместитель директора Института истории и политики МГУ Владимир Шаповалов.
Последний раз канал надолго перекрывали во время арабо-израильских войн. Тогда артерия не работала восемь лет. После открытия в 75-м году было лишь несколько мелких происшествий. А шесть лет назад канал модернизировали. На одном из участков параллельно проложили дополнительное русло, что вдвое увеличило скорость прохождения. Но контейнеровоз застрял там, где русло только одно. И нет никаких гарантий, что такое не повторится.