Российский топливный союз (РТС), объединяющий небольшие сети заправок и частные АЗС, которые продают в рознице пятую часть топлива в стране, повторно попросил власти изменить механизм регулирования розничных цен топлива, который стал убыточным для небольшого заправочного бизнеса. Союз просит скорректировать демпфирующий механизм и увеличить обязательный объем продаж бензина и дизеля на бирже, сообщил глава РТС Евгений Аркуша. Частные заправки и в предыдущем письме в Минэнерго и ФАС в мае 2020 года просили не сдерживать цены. С тех пор ситуация ухудшилась.
«На рынке мы сейчас видим тяжелую ситуацию для топливного бизнеса. Он близок к кризису», – заявил ТАСС Аркуша. Причина тяжелой ситуации – «недостаток предложения на бирже и рост оптовых цен темпами, существенно превышающих инфляцию и рост розничных цен».
Согласно демпфирующей схеме бюджета, когда цена нефти растет, то нефтяные компании обязаны не повышать цену топлива на АЗС больше, чем на уровень официальной инфляции за год. За это нефтяники получают доплату из бюджета (положительный демпфер). Когда цена нефти снижается, то нефтекомпании не снижают цены на АЗС, а отчисляют в бюджет разницу от сдерживания цены на топливо на высоком уровне вместо ее снижения (отрицательный демпфер).
Оптовые цены достигли розничных и даже в некоторых регионах их превышают. Небольшие АЗС покупают на бирже топливо у крупных нефтекомпаний, которые поставляют бензин и дизель для своих АЗС по низким ценам. «Это делает розничный бизнес убыточным», – отметил Аркуша.
Он предлагает ускорить корректировку схемы демпфера цен, который разрабатывался в 2018 году и теперь не приносит пользы, и стал «очередным налогом на отрасль». «Его работа в текущем состоянии приводит к убыткам как оптового, так и розничного сегментов топливного рынка», – пояснил Аркуша.
Это повторная просьба небольших топливных сетей к правительству о поддержке. В феврале 2021 года правительство ответило топливному союзу. В ответе Минэнерго России сообщается о предпринимаемых мерах – увеличении для нефтекомпаний обязательной продажи топлива на бирже для мелких АЗС: для бензина с 10 % до 11 %, по дизельному топливу – с 6 % до 7,5 % от месячного объема производства. Кроме этого, Минэнерго пообещало увеличение производства топлива на НПЗ, субсидии для перевозок топлива.