Бесславный конец «уберизации»: почему китайский конкурент вытесняет Uber

Бесславный конец «уберизации»: почему китайский конкурент вытесняет Uber

Китайская компания DiDi Chuxing (работает под брендом DiDi), которая предоставляет сервис для заказа такси и каршеринга, будет выходить на европейский рынок, где намерен потеснить Uber.

В первое половине 2021 года компания может зайти на рынки Великобритании, Германии и Франции, сообщает «Лента.ру». В скором времени начнётся подбор кадров под уже сформированную команду, ориентированную на европейский рынок.

В Китае компании стало слишком тесно: динамика роста стала снижаться после того, как она заняли лидирующее место, потеснив Uber в 2016 году. После новостей о планах DiDi зайти в Западную Европу, акции Uber начали падать.

Если говорить о различных бизнес-мороках, этих баньшах рынка прогрессивных идей и умертвиях перспектив, то Uber и названная в честь него уберизация заслуживают отдельное почётное место.

Несколько лет весь венчурный мир, закусив губу, бегал кругами и кричал что уберизация всего и вся прийде, порядок наведе.

Кричать так причины были – ведь в понятие «уберизация» вкладывалась, по сути, Корпоративность 2.0, улучшенная и расширенная.

Классическая корпоративность предполагает базовый принцип «максимизация личной выгоды при минимизации личной ответственности». Он был обыгран в бесчисленных юморесках про корпоративность – взять хотя бы «Законы Паркинсона», которые гласят, что любое решение в совете директоров принимается тогда и только тогда, когда каждый участник убедится, что точно не будет отвечать за последствия этого решения. Благодаря этому принципу, известному достаточно давно, выросло несколько поколений управленцев, точно знающих, что надо убедиться что ни за что не отвечаешь, хапнуть и сослаться на best practices (лучшие практики – англ.) и compliance (соответствие – англ.).

Уберизация предполагала же собой вывод этого концепта с личного уровня на уровень всей фирмы. То есть делается фирма-посредник, которая не производит ничего вообще, не создаёт новых технологий (поэтому в пропаганде активнейше врёт что создаёт), а просто набирает деньги инвесторов под хайп, становится посредником между реальностью и созданными виртуальными представлениями о вот-вот светлом технократичном будущем и срубает деньги любой ценой, подчёркнуто ни за что не отвечая. Безопасность пассажиров? Это не к Uber. Списания с привязанной карты? Тоже. Вопросы по персональным данным – от учётной карточки пассажира до маршрутов перемещения с типовыми точками посадок и временем? Нет, в соглашении об использовании есть полный отказ от ответственности, абсолютный, вы можете только платить деньги и надеяться, что некий объём сервисов будет предоставлен.

Концепция жутко понравилась всем участникам рынка. Делай что хочешь, монетизируй клиента как хочешь, а чуть что – делаешь отсылку к «мы вас в светлое технологическое будущее несём, а вы вместо благодарности нудите, как вам не стыдно». Как у «Теслы» – на любые вопросы по различию декларированных возможностей/характеристик/качества с реальными просто навзрыдно говорится «Что ж, ну то есть вы хотите на телегах ездить, да?!!!». Кто не скачет, тот луддит, в общем.

С темой «надо всё уберизировать, давайте всюду уберизацию продвигать, будущее за уберизованными бизнесами» – т.е. бесконечными прокладками, срубающими проценты пролетающих мимо ресурсов и данных и ничего не производящими – бегали годами, но вот в последнее время что-то всё затихло.

Причина проста – подход оказался немасштабируемым. Да, несколько крупных хайтех-пузырей могут выполнять что-то подобное, но наплодить много таких прослоек не выйдет – потому что все «уберизируемые» бизнес-ниши уже поделены. Цепочки продаж и поставок не выдержат дополнительных нахлебников, только единичных и очень крупных, инфраструктурных.

Но через некоторое время выяснилось, что не только с глобальной уберизацией всего и вся ничего не вышло – сам Uber, святой и напечатанный на вымпеле сил продвинутого хайтех-добра, сидит в убытках, ловко обращается с налогами, платит водителям куда как менее предполагаемого, да и очень любит различные льготы от государства. Вместо показательного примера «рыночек порешал, блестящая стратегия и реализация» вылезло неприятное – отсутствие перспектив, рост расходов, внутренние коррупционные разборки и протянутая в сторону государства рука. Красивые графики непрерывного роста и KPI перестали публиковать.

А конкуренты, посчитав всё и действительно вложившись в инфраструктуру и автоматизацию всего и вся – в целях сокращения накладных расходов – развились в реальную силу.

Проигрыш на таком фронте особенно неприятен, так как обрушивает сразу же целую пачку верований – от «это стартап из святых США, а значит за наше будущее планетарное бьётся, благодарны им должны быть» до пресловутого «вот вам пример нормального-то капитализма и рыночка открытого и свободного, не то что у понимаете кого».

В такой момент обычно компания запрашивает помощь надсистемных и не-рыночных сил, типа госструктур США, и всё переключается в политику – конкуренту начинают ставить палки в колёса и клеймить связями с КГБ и лично Мао Цзедуном – и история переходит в политическое перетягивание каната, которым в инфополе ловко закрывают неприятный факт, что очередной прорывной и концептуальный хайтех оказался чем обычно.

Потому что иначе придётся признать, что фабрика новых бизнес-смыслов, раздувающая из отдельных и неплохих в своей нише технологий техномессий – Индустрия 4.0, криптовалюты, 3D-печать, биохакинг, AR/VR-технологии – не работает.

А этот вариант возвращения в реальность даже и рассматривать-то боязно и непривычно. Как и напоминать тем, кто 3-4 года назад кричал про «всё через год будет уберизированно или умрёт», про бесславный финал развития ситуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version